Заслуженная артистка России Елена Ксенофонтова, звезда популярных сериалов «Дочки-матери» и «Хорошие руки», побывала в Новосибирске вместе с «Кинопоездом» ВГИКа, который проехал по 15 городам страны к 95-летию старейшего киновуза России. После творческой встречи в Российско-немецком доме, Елена Ксенофонтова дала интервью газете «Бумеранг».
- Елена, расскажите о своем участии в «Кинопоезде» ВГИКа
- Я с удовольствием согласилась принять участие в акции под названием «Кинопоезд» ВГИКа и выбрала из предложенного списка городов Новосибирск и Омск. Новосибирск я люблю. Честно говоря, в сегодняшней программе было много импровизации, но, судя по реакции зала, всё получилось. Самыми важными зрителями для меня были студенты новосибирского театрального вуза и я счастлива, что они остались довольны.
- Почему Вы выбрали для обучения именно ВГИК в свое время?
- Скажу честно – просто так получилось. Во ВГИК я пошла, уже совершено потеряв надежду куда-либо поступить (у меня были проблемы со здоровьем). Мы тогда снимали квартиру у одной бывшей театральной критикессы, которая, пообщавшись со мной, сказала: «Вы никогда не хотели поступать в театральный?». Я ответила, что возможно хотела бы, но давно уже эту мечту похоронила. «А попробуйте, сейчас во ВГИКе набирается курс» – посоветовала она. Долго рассказывать, но в итоге я стала студенткой режиссерской мастерской Марлена Мартыновича Хуциева, при которой набиралась еще актерская группа Иосифа Леонидовича Рахельгауза. Мне посчастливилось и в режиссуру окунуться, и актерское мастерство освоить, и педагоги у меня были не только киношные, но и театральные, причем сугубо театральные. Я баловень в этом смысле. Во ВГИКе были такие дисциплины, которых больше нигде не найдешь. Где можно еще освоить озвучание? Где можно насниматься еще до того, как тебя куда-либо пригласили? Конечно, ВГИК уникален, мы в театре «рождаем», а в кино используем. Театральная площадка для актера, как тренажерный зал для спортсмена. Я мечтала быть именно театральной актрисой. Много лет для кино я была темной лошадкой, потому что даже не позаботилось положить фотографии в разного рода агентства. Меня случайно увидели в театре и сказали: «А где ты была?». Мой кинодебют состоялся в тридцать лет, и вот, теперь в году уже по 5-7 картин.
- Какие российские фильмы и режиссеры Вам нравятся?
- Трудно сказать. Поскольку грань между кино и хорошим сериалом сегодня зачастую нивелирована, то могу ответить, что являюсь поклонницей сериала «Ликвидация».
- А съемки в сериалах Вас выматывают?
- Сериалы выматывают. После сериала «Дочки-матери» мой сайт взорвался –
было 18 тысяч посещений в день! А для меня он стал почти унижением. Я думала: «Как же так? У меня была до этого “Красная капелла”, какие-то другие работы». Несмотря на то, что мой путь начался поздно и непросто, ничего мне не доставалось легко, в отличие от других. Но всё равно, у меня было, что предложить! А заметили меня только в проекте, на участие в котором я вынуждена была согласиться, поскольку на тот момент у меня тяжело болела мама. Я сидела дома и думала: пусть позвонит кто угодно, и я обязательно соглашусь. Все знают, что Ксенофонтова – перфекционист. Я никогда не читаю незаконченных сценариев и так далее. Я очень щепетильна в этом. А здесь я согласилась, почти не глядя. Работа не стыдная, но мы снимали по 22 сцены в день. Если бы мне о таком рассказали, я бы не поверила, что это в человеческих силах.
- Как Вам удается «не замыливаться»?
- Это мое самое страшное опасение, мой кошмарный сон – что я перестану принадлежать себе и буду фонтанировать штампами. Помню ситуацию, когда мы снимали один сериал, где была очень темпераментная сцена. Видимо, я так отдалась ей, что один очень известный артист мне в гримерке сказал: «Ленка, зачем ты так надрываешься? Мы снимаем всего-навсего сериальчик». А я тогда сказала, что не могу за пять копеек играть на пять копеек, а за рубль на рубль. Я не знаю, как сложится судьба. Мне в это году 42, я не боюсь об этом говорить. У меня нет отношений с кино. Мне предлагают сценарии полного метра, они не соответствуют моим представлениям о правде профессиональной. И, зачастую, я соглашаюсь на сериалы, потому что это честнее. Но я очень хочу снятся у «своего» режиссера, который где-то там ходит и ждет, а может быть, даже не подозревает о нашей встрече… Для меня жизнь – в театре. Вообще от застоя я захлебнусь просто, перестану существовать. Мне просто необходимо работать много.
Беседовал Алексей Кожемякин