В «Глобусе» поставили спектакль о любви, судьбе и абсурдной реальности
В преддверии Дня защитника Отечества на малой сцене театра «Глобус» состоялась премьера спектакля «Путем взаимной переписки» по повести русского писателя Владимира Войновича. Режиссер – заслуженный артист России Павел Харин.
Несбывшиеся надежды Ивана Алтынника
Владимир Войнович – легендарный русский прозаик, поэт, драматург, автор текстов песен и художник-живописец. Широкому читателю он известен прежде всего трилогией «Жизнь солдата Ивана Чонкина» и «Москва 2042». Повесть «Путем взаимной переписки», к сожалению, не так популярна и читаема, хотя о ней сам автор писал: «…книгу многие мои друзья посчитали лучшей вещью, да я и сам оценил ее примерно так же...».
События повести и спектакля разворачиваются в 1957 году. Главный герой, младший сержант ВВС Иван Алтынник очень гордится своими успехами в покорении женских сердец по переписке. Однако ни с кем из своих собеседниц Алтынник вживую ни разу не виделся. И вот герою Войновича выпадает шанс встретиться с одной из своих «заочных» возлюбленных. Отправившись в командировку, он решает проехать через станцию Кирзавод, где фельдшером работает некая Людмила Сырова, которую парень прежде видел лишь на маленькой фотографии и которой, разумеется, наврал о себе с три короба. И, как выяснится, взаимно.
Мчатся по нашей стране поезда, нити железных дорог соединяют все города, поселки и деревеньки России. В один из таких поездов садится в начале спектакля сержант Алтынник. Но едет он не навстречу случайному романтическому приключению, а навстречу Судьбе. Судьбе не такой уж страшной – обычной, как у всех, но которая не всегда приходит в том обличии, которое мы себе представляем. Мечтал Иван стать инженером, встретить «порядочную и культурную девушку», хорошо бы «лет двадцати-двадцати-двух с косичками, аккуратно уложенными вокруг головы», а оказывается сторожем на богом забытой станции Кирзавод рядом со сварливой супругой лет на пятнадцать его старше. Реальность перехитряет хитреца...
Спектакль рассчитан на аудиторию 16+. В постановочной группе задействованы: автор художественного решения Каринэ Булгач и художник по свету Елена Алексеева. Роль сержанта Алтынника исполнил Денис Васьков. Сослуживцев Алтынника в спектакле играют Алексей Корнев и Александр Липовский. В роли взбалмошной «заочной» возлюбленной – Наталья Тищенко. В спектакле также задействованы Алексей Архипов, Юрий Буслаев, Светлана Прутис, Алина Юсупова, Анна Замараева, Наталья Орлова, Тамара Седельникова, Галина Яськова.
История с оттенком грусти
Режиссером спектакля, реанимирующего тему заочного знакомства, выступает заслуженный артист России Павел Харин. Под его руководством актеры новосибирского молодежного рассказывают «странный анекдот» о том, как безобидное вранье может круто изменить жизнь.
– Повесть я прочел в журнале «Дружба народов» еще в 1989 году. История мне сразу понравилась, запала в душу, потому что в свое время она многих коснулась. Мои родители, например, так познакомились – по переписке. Вообще, знакомства по переписке – целый исторический пласт взаимоотношений между мужчиной и женщиной в нашей стране. Думаю, кто-то из зрителей вспомнит своих родителей, родственников, а кто-то увидит себя, – объясняет свой выбор материала режиссер.
По словам Павла Харина, нас ждет спектакль о любви. Правда, любовь получается какая-то странная, утверждает режиссер, несколько корявая, не очень возвышенная. Но самая что ни на есть настоящая.
– Посмотрите, ведь Людмила любит нашего героя очень сильно, она действительно не может без него жить. И Алтынник, хоть завирака, но не подлец. Мы здесь встречаем абсолютно нормальные женские желания – быть матерью, рожать детей, чтобы был мужчина рядом. У героини нелегкая судьба – после смерти любимого она почти четырнадцать лет прожила одна. И тут появляется парень, который ей очень нравится. Конечно, она не хочет его потерять...
Тем не менее, как считает Павел Алексеевич, «Путем взаимной переписки» – добрая история, но с оттенком грусти.
– Мы пытаемся сделать так, чтобы на сцене это было рассказано интересно, захватывающе, с какой-то интригой. Нам важно сыграть историю весело, по-доброму, узнаваемо, – отмечает режиссер. – Но мы не хотим делать наш спектакль печальным. Поняьтна серьезность проблемы, когда загублена судьба какого-то ученого. Но Ваня – не Ломоносов, не Эйнштейн, он не одарен какими-то талантами. Он – просто любитель пофантазировать. Для него неважно получить, скажем, профессию, главное – чтобы диплом был. Ну да, судьба Алиынника изменилась. Но мне кажется, что в итоге все выиграли, и прежде всего – дети героев.
«Литературоведы называют сержанта Алтынника предтечей образа Чонкина, есть у них пересечения в характерах. Ванька же в чем-то фольклорный дурак. Репетируя, мы открываем в этой истории элементы сказочности, русского фольклора».
Режиссер Павел Харин
Письма с неба
Перед премьерным показом корреспонденту газеты «Бумеранг» удалось поговорить с исполнителем главной роли Ивана Алтынника – Денисом Васьковым. Актер рассказал о постановочном процессе, о том, куда несет порой воображение. А также признался, что написание писем – для него вовсе не новый опыт.
– Денис, вы сами когда-нибудь писали настоящие письма, не электронные?
– Писал, конечно. Последний раз лет десять назад – друзьям в Уфу, когда переехал оттуда в Новосибирск. Тогда это было как забава – настоящее письмо: в конверте, с индексом, написанное ручкой на бумаге.
– То есть вам нетрудно было перенестись душой и телом в «эпоху писем»?
– Вовсе нет. Мне кажется, в таком общении заложена невероятная романтика. В этом есть что-то трогательное, наивное, прекрасное и чистое. Только бумага, ручка и твои мысли...
По словам Дениса, все молодые актеры «Глобуса», в принципе знают, что такое письма. Это не настолько далекая тема, о которой мы успели позабыть. «Жаль, что эта традиция уходит из нашей жизни в никуда», – грустно улыбается Денис.
– Расскажите, каков он – ваш герой?
– Мы попытались сделать такого, какой он у автора. Мой герой – этакий Иван-дурак: открытый, веселый, мечтательный. Но со своими принципами. Лично мне он очень нравится: у нас с ним есть некоторые схожие качества характера...
– Какие, например?
– И он, и я – мы очень любим повеселиться, посмеяться, побалаболить от нечего делать (смеется).
– А как работалось под руководством Павла Харина? Мы, зрители, больше знаем его как замечательного артиста...
– Очень комфортно! Мы с ним давно знакомы, даже задействованы в одном спектакле «Возвращение» – по одноименному рассказу Андрея Платонова. С этим спектаклем мы покатались по стране в рамках всевозможных фестивалей, раз в месяц играем его в театре. С Павлом Алексеевичем, можно сказать, мы тесно дружим. Как режиссер он очень мягкий и коммуникативный. Дающий волю фантазии, готов всегда выслушать, попробовать и принять всё, что несет твое воображение. Разумеется, если это вписывается в рамки роли.
– Куда же несло вас ваше воображение?
– Мы много чего придумали по ходу репетиций! В основном это касалось каких-то интересных режиссерских приемов и находок. Например, у нас письма начали сыпаться с неба.
– А характер героев пытались скорректировать?
– Знаете, у Войновича настолько классно прописаны характеры, что надо было просто взять и перевоплотиться в них на сцене. Что называется – надеть костюм. Проза поистине бомбическая! Мне кажется, Войнович у нас, в России, немного недооцененный автор. К моему стыду, я впервые столкнулся с ним только сейчас. И понял: насколько классно написана повесть. Какой вкусный текст! Жаль, что в спектакль вошел не весь материал. Иногда до слез было обидно! Вот ведь как здорово описано поведение героя в той или иной картине, но... пришлось делать купюры.
– Перед премьерой вы всегда волнуетесь?
– Конечно! Выход на зрителя – это всегда очень волнительный момент. Ведь ты не знаешь, как пойдет спектакль, какая будет реакция у аудитории на ту или иную реплику. Наконец, как твой организм себя поведет. Вдруг начнет сопротивляться, а ты его должен подбадривать: «Эй-эй, давай, работай! Веди себя как мне надо!». Опять-таки, всякие неожиданности случаются на площадке, которые могут сбить с курса.
– Имеете в виду каверзы и шутки со стороны партнеров?
– Вовсе нет. Например, кровать не поедет – у нее колесико сломается. Кто-то споткнется, рюмка упадет, разобьется... И придется импровизировать, делать вид, что всё так и должно быть.
– Спектакль выходит как раз к 23 февраля. Что пожелаете защитникам Отечества?
– Чтобы у них всегда были верные вторые половинки. Которые их ждут и дожидаются. И когда солдат возвращается домой, всё у него хорошо. Но главное – чтобы любовь жила между ними.
ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА»
Денис Васьков. Окончил Красноярскую государственную академию музыки и театра в 2007 году. В его актерской копилке около трех десятков ролей. Среди них в театре «Глобус»: Феликс в спектакле «104 страницы про любовь», Фелек – в «Короле Матиуше», Петр Иванович Добчинский – в «Ревизоре», Вронский – в «Русском романе». А еще: Мистер Гаррис – «Трое в лодке, не считая собаки», доктор Лушин – «Первая любовь», Иван Алтынник – «Путем взаимной переписки» и др.
Денис Васьков – Лауреат XXIII Фестиваля-премии «Парадиз-2010» Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России в номинации «Лучшая мужская роль второго плана в драматических театрах»: роль Петра в спектакле «Возвращение» по одноименной повести А. Платонова.
Лилия Вишневская. Фото автора