16 сентября концертом в Академгородке стартовал цикл мероприятий, посвященных 90-летию дирижера Арнольда Михайловича Каца, которого по праву можно считать главным организатором и музыкантом в истории самой крупной филармонии за Уралом. О том, как Новосибирск будет актуализировать наследие Каца, и о том, каким был Арнольд Михайлович, нам рассказал художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Михайлович Калужский.
- Владимир Михайлович, как именно Филармония отмечает 90-летие Арнольда Каца?
- 18 сентября – одновременно день рождения Арнольда Михайловича и начало сезона. Это счастливое совпадение, и симфонический оркестр уже на протяжении 25 лет открывает свой сезон в этот день. Воспользоваться нынешней относительно круглой датой мы были просто обязаны. В рамках 90-летия прошел целый ряд творческих событий. Выставки: оформление нового вагона-музея в метро, открытие памятной экспозиции в фойе Государственного концертного зала. Были показаны кинофильмы в рамках фестиваля «Встречи в Сибири». Выпустили диск, подготовленный нашими филармоническими службами. Вышла книга, которая сделана по инициативе семьи маэстро. Но в центре всего, конечно, концертная часть. Ведь самое главное для нас – музыка. Слушать музыку – то, ради чего приходят в филармонию в первую очередь
- Из чего состояла концертная часть?
- На концертах 16 и 17 сентября выступили Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса вместе с солисткой, скрипачкой Аленой Баевой. Звучала музыка, которая связана с деятельностью Арнольда Михайловича, Пятая симфония Шостаковича и Скрипичный концерт Брамса. 18 сентября прошло основное событие цикла – вечер, посвященный памяти Арнольда Каца, где выступил симфонический оркестр, а на сцене с ним были три наших дирижера: Фабио Мастранжело, Гинтарас Ринкявичус и Томас Зандерлинг. Дальше состоялось еще три концерта, посвященные памяти маэстро.
- Есть ли на выставках, в книге, на диске что-то о «непарадном» Каце?
- Арнольд Кац был разным. Парадный – это Кац за дирижерским пультом, или принимающий очередную награду. Закулисной жизни здесь тоже достаточно много. Он был экстравертом, но при этом человеком достаточно закрытым, в свою личную жизнь фотографов не пускал. Помимо музыки была у него и еще одна страсть – часы. Он обожал собирать, менять часы. Хронометры. Причем речь шла не о какой-нибудь эксклюзивной, винтажной марке, просто часы, которые точно показывают время. Для дирижера время – это очень важно, это не только хронометраж музыки, это репетиции, контакты и прочее.
- Есть ли в книге о Каце его письма, заметки?
- Нет. В книге, прежде всего, воспоминания людей, которые по жизни соприкасались с ним. Да и переписка – жанр, который, по-моему, был ему не свойственен. Кац предпочитал междугородний телефон. Письмо требует времени, а этого ему органически не хватало, всё было расписано.
- Что Арнольд Кац значит для Вас сегодня?
- Он ассоциируется сегодня в первую очередь с уникальностью: сочетание музыкального дарования, организаторского таланта и таланта экономиста. Он умел считать средства, деньги, которые приходили в филармонию, в его оркестр. Он сумел удержать за счет этого очень многих музыкантов в оркестре, что создавало стабильность в коллективе. Также он был потрясающе пассионарен, красив за дирижерским пультом и музыкально одарен.
Беседовал Алексей Кожемякин