Бескомпромиссный диалог со зрителем: документальный спектакль в проекте «Детки и предки»
Театральный семейный проект «Детки и предки» приблизился к финалу и завершил творческий сезон двумя необычными премьерами – документальным спектаклем «Единственный способ выжить – стать маркетологом» и постановкой в жанре хоррор «Калечина-малечина» по роману Е. Некрасовой.
Жанр документального спектакля не нов и уже не единожды был опробован на новосибирской сцене. В основе этого же спектакля для подростков – несколько реальных историй от жителей Новосибирска, их возраст различен: от 16 до 64 лет. Все истории о том, кто и как выбирал профессию, а в итоге – о мечтах, сбывшихся и несбывшихся, о счастье и поиске себя.
На сцене два актера – Тимофей Мамлин и Яна Сигида, люди опытные, умеющие работать с актуальными формами, а потому от них ждешь глубокого погружения и осмысления драматургического материала.
Артем Находкин, выходец из Первого театра, уже несколько лет работающий как свободный художник, в данном спектакле выступил как автор пьесы и как режиссер.
Словно бусинки на нити жизни, актеры перебирают истории своих героев. Грустные и веселые, мистические, и цинично безжалостные. Таксист и медсестра, учительница и профессиональный игрок, разнорабочий, киномеханик, санитар скорой помощи… А в детстве они мечтали быть пожарными, космонавтами, артистами…. Как и почему разрушаются мечты? Можно ли вернуться в прошлое или в настоящем тоже есть шанс найти себя и свое дело – об этом со сцены звучит в живых интервью героев спектакля.
Сами актеры признали, что материал – невероятно трудный для исполнения. Здесь нет четкого сюжета, не всегда есть даже логическая нить повествования – они не играют, а живут так, как это делают самые обычные люди, их герои. На обсуждении и Тимофей и Яна рассказывали, как выходили на улицы и пытались разговорить самых обычных, практически первых встречных людей. Кто-то охотно откликался на предложение рассказать о себе, кто-то сразу убегал. Возможно, поэтому в спектакле очень мало, практически нет «историй успеха» - счастливые люди, наверное, похожи друг на друга, им не на что жаловаться, и они не считают свою жизнь «особенной». А вот тем, кто хотел, но не стал, наверное, никогда не помешает сеанс психоанализа, чтобы понять, где была допущена ошибка.
И это – особая ценность спектакля, рассчитанного, прежде всего, на подростков, которые только начинают жить.
Впрочем, сами создатели ««Единственный способ выжить – стать маркетологом» мудро заметили, что это – бесконечная история. Можно сколько угодно раз выходить на улицы, находить самых разных людей и раскладывать их жизнь по полочкам, папочкам, строчкам – чтобы разглядеть и темные, и светлые полоски, а затем талантливо и душевно показать их другим.
Сильная и слабая сторона таких спектаклей – отсутствие особого театрального «воздуха», необычайная приземленность и конкретизация персонажей. Поэтому можно отметить режиссерские исследования Артема Находкина, который постарался исходя из имеющегося материала создать столкновения точек зрения, характеров, мировоззрений. Судя по реакции зрителей, ему это удалось. А значит, у спектакля есть своя аудитория, поклонники, и он всегда будет востребован.
В проекте «Детки и предки» он также занял свою нишу – прямого, жесткого, бескомпромиссного диалога, что придает особую ценность проекта не только как поучительного разговора между людьми разных поколений, но и охватывающего всю палитру драматического театрального искусства – от театра теней, театра кукол, стомп-представления – и вот, до театра документального отображения действительности.
Возможно, это оценят только постоянные зрители. Но зато теперь уже они, пожалуй, не будут удивлены, если «Детки и предки» заговорят, например, языком рок-оперы или современного танца.
Фото Виктора Дмитриева
Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Весны и Труда!