БЕЛАЯ КЛАССИКА

БЕЛАЯ КЛАССИКА
27 августа 2015

Новосибирская филармония провела первый в своей истории «Белый фестиваль».

Еще год назад Филармонический камерный оркестр под руководством Алима Шахмаметьева провел концерт с объявленным для музыкантов и слушателей белым дресс-кодом. Идея оказалась настолько созвучна летнему настроению публики и концертной программе, состоявшей из популярных классических сочинений, что было принято решение этим летом провести серию подобных выступлений.

Сказки, сыгранные в белых тонах

20140813_185416_5d3_03_09_2264.jpg

Это необычайно торжественное зрелище – коллективы и солисты филармонии в белом... Слушателям тоже предлагался белый дресс-код, но совсем нестрогий. «Даже если белым будет лишь аксессуар, вы уже внесете свой вклад в создание атмосферы волшебного летнего праздника», – говорилось в анонсе фестиваля. В афише значилось четыре концерта с участием местных музыкантов и приглашенных звезд эстрадной и классической музыки.

И праздник начался! Первый концерт состоялся 12 августа, он так и назывался – «Белая классика». С Филармоническим камерным оркестром выступил фортепианный дуэт из Санкт-Петербурга «ПетРо Дуэт», объединяющий музыкантов Дмитрия Петрова и Анастасию Рогалеву. Вы очень удивитесь, когда узнаете, что «ПетРо Дуэту» в этом году исполнилось 15 лет! И за это время каждый выход артистов стал праздником для слушателей. В этот день в их исполнении зрители услышали сочинения Баха, Сен-Санса, Бородина и Шостаковича.

Один из вечеров, 13 августа, был отдан импровизационной стихии и джазу. Филармонический камерный оркестр совместно с пианистом Станиславом Чигадаевым из Санкт-Петерубуга и пианистом, композитором Романом Столяром из Новосибирска представил уникальную программу: со сцены звучала «Рапсодия в голубых тонах» Дж. Гершвина, сочинение Романа Столяра In A FreePlay, а также джазовые стандарты.

Музыка Немецких романтиков – настоящее украшение «Белого фестиваля». Редко звучащая, но многими любимая, она несет в себе дух эпохи, стремящейся освободиться от общепринятых условностей, жить чувствами.Зрители, пришедшие на концерт камерной музыки 14 августа, наслаждались выступлением солистов филармонии Ольги Осиповой (сопрано) и Дмитрия Карпова (фортепиано), которые исполнили сочинения Мендельсона, Листа, Вольфа, Штрауса.

Новосибирск-Белый-фестиваль.jpg

Завершился фестиваль концертом ансамбля ранней музыки Insula magica и органистки из Казани, заслуженной артистки Татарстана Лады Лабзиной. 15 августа слушателям были представлены произведения Микаэла Таривердиева. Ведь именно в это день известному композитору исполнилось бы 82 года... Музыка Таривердиева буквально пронизана интонациями старины. Не случайно сам композитор называл свои вокальные произведения «мадригалами XX века». Мы знаем песни Таривердиева, помним его работу в кино, но о том, что он писал сочинения для органа, многие даже не подозревают. С этой стороной творчества композитора нас познакомила Лада Лабзина. У композитора была мечта, чтобы его песни когда-нибудь прозвучали в исполнении ансамбля старинной музыки. Эта мечта сбылась, и знакомые всем мелодии зазвучали в весьма необычной интерпретации.

Алим Шахмаметьев: «В результате сопереживания рождается энергия волшебства, которую мы называем высоким искусством»

Как родилась идея «Белого фестиваля», составлялась его программа и о том, как коллектив и зритель относится к музыкальным экспериментам, рассказывает главный дирижер Филармонического камерного оркестра Новосибирской государственной филармонии Алим Шахмаметьев.  

– Этот фестиваль своего рода эксперимент. А как музыканты относятся к экспериментам? И вы, дирижер, как их оцениваете?

Лада Лузгина. Орган.jpg

– Сказать по правде, эксперименты у нас на сцене – явление привычное. Более того, экспериментальных программ у нас подчас в репертуаре больше, чем привычных слуху. Мы стараемся делать так, чтобы зрителям было интересно, ведь слух у нашего слушателя совершенно разный. Вот и на этом Белом фестивале мы представляем две совершенно разные программы. Программа академическая – академичнее уже не бывает: Бах, Шестакович. Но будет и Лютославский, и замечательная транскрипция для дуэта «Половецких плясок» Бородина, которую сделал композитор Игорь Рогалев. С одной стороны – академичнее некуда, с другой – все-таки это тоже академическая программа, причем на самый широкий слух. Публика у нас воспитана в лучших традициях русской и зарубежной культуры, она знает лучшие образцы музыки как прошлого, так и наших дней.

– А споров в коллективе нет, никто не выступает против новинок?Возьмем хотя бы питерский дуэт «ПетРо Дуэт» – незаурядно одаренные петербургские музыканты, выпускники, а теперь уже преподаватели Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Я очень рад, что удалось пригласить в Новосибирск моих земляков. И еще очень рад, что новосибирцы ходят на наши концерты, по достоинству оценивают игру музыкантов. Знаете, как зачастую бывает: коллектив всё на гастролях да на гастролях, а дома его нечасто увидишь. У нас же наоборот – мы стараемся, прежде всего, нашу публику «накормить» качественной музыкой, а уж потом, в свободное время, – всю европейскую.

– Нет. Споров нет – у нас это не принято. Одной из основных особенностей музыкантов нашего коллектива является то, что все искренне любят музыку и искренне любят свою работу. А еще искренне любят собираться всем составом. Мы часто не знаем, какую музыку будем играть, но уже радуемся тому, что можем собраться вместе и музицировать. Это самое главное, доминирующее, качество, и оно позволяет привозить в Новосибирскую филармонию самую разную музыку – без всяких обсуждений, без всяких волнений, что кто-то может нелицеприятно отозваться. На моей памяти не было ни одного случая, чтобы высказывались суждения, что какая-то музыка недостойна, чтобы ее играть. Другое дело – как ее сыграют. А музыка сама по себе плохой быть не может.

- Вы каким-то образом формировали программу фестиваля?

20140813_190324_5d3_03_09_2304.jpg

– Конечно, формировали. Поверьте: это не так просто, существуют определенные ограничения. С чем это связано? Тем, кто знает, что такое академический концерт и музыка в филармонии, понятно, что привлечь зрителя на концерт летом – это титанические усилия. То есть, мы должны придумать какое-то особое название, какие-то особые моменты в программе, потому что зрителю нужно четко понимать, ради чего он должен покинуть свою дачу, сесть в электричку и приехать к нам в филармонию. Что касается экспериментов... Мы можем экспериментировать с формой, солистами, с одеждой на сцене, но ни в коем случае не с Бахом, не с Сен-Сансом и не с Чайковским.

– Почему все-таки фестиваль – белый? Не оранжевый, не зеленый?

– Вообще эта идея берет свое начало в Голландии, затем распространилась по миру. Одна из участниц нашего коллектива побывала на таком концерте в Париже и потом рассказала мне, что существует такая традиция: собираться на концерт в белом. Почему-то нам показалось, именно летом хорошо наряжаться в белое. Зимой – это банально. А «Белый фестиваль» летом...  Он вызывает определенные романтические интонации, которые, безусловно, сопутствуют зрителю по дороге на концерт в филармонию.

– Лично у вас какие ассоциации с белым цветом?

Ансамбль ранней музыки Insulamagica.jpg

– Во-первых, чтобы провести этот фестиваль достойно, я приоделся в достаточно дорогой белый костюм от Valentino. А поскольку это наш второй сезон – мы в прошлом году давали единичный концерт, для меня эта ассоциация связана, прежде всего, с тем, что мы специально одеваемся в белое. Я думаю, наши зрители (в прошлом году во всяком случае очень многие пришли в чем-то белом) в этот раз тоже поддержат идею. Для нас это очень важно. Вот казалось бы, ну что такое одежда?! Но ведь белый цвет – это нечто объединяющее нас: музыкантов и зрителей. Это дополнительный фактор объединения оркестра и слушателей. Вот чем отличается компакт-диск, который ты включаешь в автомобиле? Его ты слушаешь под шум мотора, и ну никак не можешь сопереживать. Но если даже ты и сопереживаешь, то компакт-диск этого не слышит и не понимает. А ведь в филармонии, когда зритель слушает и сопереживает, мы это чувствуем, понимаем. И в результате этого сопереживания как раз и рождается энергия волшебства, которую мы называем высоким искусством. А если ты еще и в белом, то это дополнительные эмоции, дополнительный стимул: нам играть, а зрителям – нас слушать.

 Лилия Вишневская

Досье «Бумеранга»

Алим Шахмаметьев. Главный дирижер Камерного оркестра Новосибирской филармонии. Окончил Петербургскую консерваторию по двум факультетам: в 1998 году – хоровому, а в 2001-м – по оперно-симфоническому дирижированию. Стажировался в Европе – Веймарской Высшей школе музыки имени Ф. Листа. В 1996 году дебютировал как дирижер оркестра на сцене Петербургской филармонии. Автор многих творческих проектов, в 2005-м стал одним из соавторов нового направления в искусстве – «Синемафонии», мировая премьера которой состоялась в Королевском Альберт-Холле в Лондоне.

С 2000 года преподает в Петербургской консерватории. В ноябре 2004 года руководил Симфоническим оркестром студентов консерватории, аккомпанировавшим великому Лучано Паваротти во время его последнего концерта в Петербурге. С 2008 года – главный дирижер Камерного оркестра Новосибирской филармонии. Одновременно продолжает работать в Петербургской консерватории. Гастролирует в США, Германии, Франции, удостоен «Премии общественного признания артиста» (Калифорния, США). С 2012 года Алим Шахмаметьев – художественный руководитель Большого симфонического оркестра театра Оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.

Просмотров: 783

Новости
С Днем Победы!
Дорогие земляки, поздравляю вас с Днем Великой Победы! Этот праздник – главный для нашей страны и личный для каждой семьи, что с успехом доказало движение «Бессмертный полк». Он объединяет нас всех и дает возможность гордиться великой Родиной и нашей героической историей.
С Праздником Победы!
Уважаемые жители Советского района, дорогие ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!
Примите сердечные поздравления с самым дорогим для всех нас праздником – Днем Победы!
Братья Давыдовы
Все три брата Давыдовы – участники Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Старший, Давыдов Александр Алексеевич, был тяжело ранен в боях под Тихвином, но выжил. Награжден медалью «За отвагу» и орденом «Отечественной войны I степени».
Созвучие культур
23 апреля в библиотеке НГУ в рамках Интернедели прикоснулись к теме межкультурного диалога на поэтической встрече «Созвучие культур». Студенты и выпускники университета прочитали стихотворения на разных языках, узнали новую информацию о дальних странах и вместе обсудили поэзию во время чаепития.
Библионочь у Ломоносова
20 апреля Центральная районная библиотека им. М. В. Ломоносова присоединилась к Всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Все мероприятия прошли под девизом «Читаем всей семьёй» и были посвящены литературе, семейному чтению и досугу, совместному творчеству.
Вверх