В Доме актеров открылась выставка уличных перформансов начала 90-х
«Повторение непройденного» – так называется выставка, открывшаяся в новосибирском Доме актера. Это первый и, хочется надеяться, не последний проект Сибирского филиала Государственного центра современного искусства г. Томска при поддержке Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России, рассказывающий о нетрадиционном искусстве в нашем регионе...
Экспозиция посвящена истории акционизма в Сибири периода 90-х – начала 2000-х годов, явлению для местного контекста совершенно новому, и обращается к художественным практикам, получившим распространение в Томске, Новосибирске и Кемерово. Обращение к этому периоду продиктовано тем, что именно в ту эпоху, в конце существования советской власти и первое годы новой формации, в различных сибирских городах возникли новые формы искусства, дотоле не практиковавшиеся и вообще неизвестные вдали от столиц. «Выставка, впервые показанная весной этого года в Томске, а сегодня – в Новосибирске, – это попытка представить феномен перфоманса и хэппенинга времен перестройки в связности, как некий общий ответ на вызовы времени, как стремление найти новые формы искусства для меняющейся на глазах действительности», – отметил куратор мероприятия Сергей Самойленко.
Неформалы веселых 90-х
Под занавес советской эпохи самыми интересными и радикальными оказались действия фигур и арт-групп, не связанных напрямую с художественной жизнью, понимаемой тогда исключительно в рамках создания артефактов живописи, скульптуры и т.д. В трех крупных городах Сибири инициаторами новых форм искусства стали литераторы и театралы. В Томске – Всемирная ассоциация новых пролетарских писателей, объединенная вокруг фигуры поэта Макса Батурина. В Кемерово – театр «Ложа», созданный Евгением Гришковцом, а также примкнувшие к ним музыканты и художники. В Новосибирске – группа литераторов, образовавших объединение ПАН-Клуб, существовавшее при газете «Молодая Сибирь»: Александр Ахавьев, Георгий Селегей, Дмитрий Рябов, Максим Туханин. Все эти группы практиковали в качестве художественного метода театрализацию и карнавализацию обыденной жизни, опираясь на демократичные формы – тесное взаимодействие со зрителями. Они синтезировали литературу, театр и визуальное искусство в виде перформансов. Эта практика во многом повторяла арт-движение FLUXUS, хотя сибирские художники и литераторы вряд ли об этом догадывались. Но давайте обо всем по порядку...
Сибирские неформалы от искусства не были озабочены созданием теоретических платформ или обоснований своих действий и менее всего были склонны искать предшественников. Их перформансы и хэппенинги приближались к традициям русского футуристов и обэриуrов, творивших в начале XX века. Кроме того, их деятельность очень точно соответствовала принципам такого известного явления в современном искусстве как движение FLUXUS, инициатором которого являлся литовский художник Джордж Мачунас. Зза 20 лет в нем «отметились» чуть ли не все основные фигуры западноевропейского искусства: Йозеф Бойс, Йоко Оно, Нам Джун Пайк, Джан Кейдж, Терри Райли. FLUXUS исповедовал как раз принципы театрализации жизни, превосходства процесса над результатом, стирания границ между искусством и жизнью.
В случае нашего, сибирского, «Флуксуса» мы видим только меньшее число «объектов», нежели у «прародителя». Одним словом, имеем «повторение непройденного». Абсолютная же схожесть этих явлений в том, что сегодня презентация этого искусства сводится по большей части к документации: газетной, видео, описаниям перформансов и хэппенингов. При бурной и насыщенной деятельности «Флуксуса» по обе стороны Атлантики этой документации осталось достаточно. У нас, несмотря на то что минуло гораздо меньше времени, собрать документальные свидетельства этой деятельности оказалось гораздо сложнее.
Сергей Самойленко, куратор выставки:
– Мы представляем эту выставку в Доме актера, потому что она имеет самое прямое отношение к театру. Герои своими силами театрализовывали действительность, а сюжеты брали из жизни. В акциях ПАН-Клуба принимали участие актеры новосибирских театров, в первую очередь – Театра Афанасьева. Так что более подходящей площадки и придумать сложно. К сожалению, всё, что у нас осталось с того времени, – это несколько фотографий с акций да полосы газет «Новая Сибирь». Поэтому давайте вспомним эту яркую страницу сибирского искусства 90-х. Тем более что популярная нынче «Монстрация» – прямое наследие наших акций...
Александр Ахавьев, исполняющий обязанности управляющего делами ПАН-Клуба:
– Долгое время в газете «Новая Сибирь» существовала наша «Литературная страничка» – ироническая поэзия и проза, как тогда всё это называлось. А параллельно с литературной деятельностью занимались уличными перформансами. В 1994-95-х годах мы провели большое количество интереснейших мероприятий. Они были не бессмысленны, что свойственно современному искусству – абсурдно-абстрактные акции. ПАН-Клуб всегда проповедовал активную гражданскую позицию. и наши акции проводились с целью восстановления исторической справедливости...
Бывало, под мостом ловили вражину с хвостом
Как рассказал один из основателей ПАН-Клуба Александр Ахавьев, одной из интереснейших акций стало новое прочтение дуэли Пушкина и Дантеса... Дело в том, что в Новосибирской области, под Искитимом, тоже есть Черная речка, куда 17 февраля 1994 года выехали переодетые в костюмы XIX века артисты. Там, прямо на снегу, и была проведена реабилитационная дуэль. Пушкин убил Дантеса, справедливость восторжествовала! Всё это снимало телевидение, и всё это потом благополучно потерялось.
Той же зимой пан-клубовцы провели акцию «Стрелка». Купили рулон алжирского вельвета, и посредине реки Обь на льду выложили огромную стрелу – метров в 50, которая указывала летчикам направление движения реки. «Это вспомогательная акция – чтобы зимой было понятно, куда течет река», – пояснил Александр. Стрелка пролежала несколько дней, пока не замело снегом. Ее было видно с моста и близлежащих высоток.
А по весне возле бывшего обкома партии, в центре города, под Октябрьским мостом, вечером «ловили Гитлера с хвостом». Присутствовали: Гитлер, два двойника, Ева Браун... Много народу, особенно детей, всем было очень весело. Собственно, ребятишки и словили вражину.
Через год ПАН-Клуб совместно с горожанами «отмечал» 270 лет коррупции в Сибири. Как известно, первый Сибирский губернатор, князь Матвей Петрович Гагарин, был повешен за казнокрадство. У станции метро «Гагаринская» была сооружена настоящая виселица – в полный рост, с помостом. За разрешением на проведение акции в мэрию ходил лично Александр Ахабьев: убеждал, рассказывал о культуре 20-х годов, Маяковском, «Окнах РОСТа»… На площади народу собралось! Милиции – больше чем участников! Виселица простояла весь день, люди входили в метро, выходили, интересовались происходящим. В тот раз впервые ПАН-Клуб столкнулся с политикой...
Вот так жили и веселились новосибирцы на стыке тысячелетий. А напоследок отметим, что в экспозиции представлены копии и оригиналы газет, которые писали о проведенных акциях и перформансах. С их помощью организаторы предлагают ««вспомнить пройденное» или «придумать непройденное». Выставка продлится до 4 декабря в фойе Дома актера. Вход свободный.
ПАН-Клуб. Снимаем шляпы!
Новосибирский ПАН-клуб – это нечто вроде литературного объединения, которое занималось написанием юмористических текстов и проведением акций «по восстановлению исторической справедливости в пространстве и времени». Рупором Клуба стала газета «Молодая Сибирь» (позже – «Новая Сибирь»), в которой, начиная с 1992 года, один раз в неделю ПАН-клуб радовал новосибирцев тем, что, по словам организаторов выставки, «имея в своем распоряжении 2000 кв. см бумаги, ничего на этой площади такого уж постыдного не делал». Таким образом, за период до 1999 года, а потом, после перерыва, еще пару лет было предано гласности около 500 выпусков. Исходя из этого, можно смело утверждать, что ПАН-клуб на сегодняшний день по совокупности заслуг является крупнейшей литературно-иронической группой в России. Это прекрасный пример того, как количество может естественным образом перерастать в качество.
Лилия Вишневская.
Фото автора