«Красный факел» представляет спектакль «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова
Ставшее традиционным уличное открытие кассы театра «Красный факел» в честь 96-го театрального сезона состоялось в понедельник, 10 августа, ровно в 18.00. На этот раз пришедших ожидал перформанс «Три сестры». Предисловие», посвященный грядущей премьере знаменитой чеховской пьесы в постановке главного режиссера Тимофея Кулябина.
Действо состоится при любой погоде
Красный факел. Открытие нового театрального сезона |
В таком развернутом формате перфоманс от «Красного факела» проходит в третий раз. Обычно его делают в стиле той пьесы, которой новосибирский драматический театр «Красный факел» открывает сезон. В 2014 году мероприятие было посвящено прозе Довлатова, сейчас – это дом Прозоровых, поскольку днем позже пройдет премьера спектакля по произведению А.П. Чехова «Три сестры».
Как объяснила зрителям пресс-секретарь театра Татьяна Заковряшина, в связи с переменчивой погодой, чтобы не сорвалось мероприятие, действо решили перенести с театральной площади в помещение театра. «Артисты в гриме и костюмах – такие, каких их увидит зритель на спектакле. В каждой комнате воспроизведена обстановка, которая будет в спектакле – буквально до мелочей. Это и фотографии в рамочках, и книги, и личные вещи, игрушки в детской. Около каждой комнаты будут стоять стулья: зрители смогут присесть, надеть наушники и таким образом погрузиться в атмосферу дома. А вот что они услышат – это сюрприз»...
Мы также узнали, что все лето в «Красном факеле» работала новая услуга – «Лист ожидания»: люди записывались в очередь, чтобы попасть на премьеру «Трех сестер». На днях сотрудники обзвонили всех по списку и сообщили, что сегодня открывается касса, вы можете прийти и выкупить свои билеты. «Судя по заявкам, их очень много, и думаю, на премьерные показы билетов в свободной продаже просто не будет», – добавила Татьяна Заковряшина.
Вы были в доме Прозоровых?
– На спектакле «Три сестры» вы будете первыми новосибирскими зрителями, – обратился главный режиссер Тимофей Кулябин к зрителям, которые в этот теплый летний вечер собрались на театральной площади. – Хочу сказать, что спектакль уже заявлен на фестиваль «Реальный театр» в городе Екатеринбурге, а на фестивале «Школа современного искусства «Территория» в Москве билеты уже все проданы. Сегодня у нас есть возможность догнать москвичей».
Торжественный момент. «Ура! Браво!» – раздается в толпе зрителей. И мы входим в вестибюль театра...
Перфоманс... Это смесь игры и интерактивного театрального действия, где вы становитесь главным героем и управляете развитием сюжета. Живая атмосфера, аутентичные декорации и актерская игра заставят вас пройти через яркие эмоциональные переживания. Итак, действие начинается!
Прихожая, спальня, гостиная, комнаты, принадлежащие членам семейства Прозоровых и прислуге... В фойе театра разместился весь дом Прозоровых, героев пьесы Антона Чехова «Три сестры»! Сами герои вели свою повседневную жизнь – пили чай, играли на скрипке, укачивали ребенка, читали газету. А зрители тем временем «сквозь стены» в течение получаса могли наблюдать жизнь чеховских персонажей. Так, в столовой можно было подслушать светские сплетни, из комнаты Андрея раздавались чарующие звуки скрипки, в прихожей Ферапонт рассуждал о перипетиях жизни в столице и на периферии...
Всё это является предисловием к грядущей премьере – 11 и 12 сентября. А в 18.30 состоялось открытие кассы театра. Также с 18.00 до 19.00 в вестибюле театра работал театральный киоск, где можно было приобрести сувенирную продукцию, изготовленную специально к премьере «Трех сестер» – во многом неожиданные эксклюзивные предметы. Также поклонники «Красного факела» имели возможность купить диски с записями спектаклей театра в новом оформлении, некоторые из них поступили в продажу впервые.
Прихожая Ферапонта | Столовая | Комната Андрея |
Классический сюжет в наше время
Психологическая драма, триллер, черная комедия – четыре действия чеховских «Трех сестер» в постановке одного из самых молодых и талантливых режиссеров России Тимофея Кулябина становятся настоящим парадом жанров. И чем дальше, тем резче перемена настроений и атмосферы, тем отчаяннее звучат чеховские лейтмотивы. Уехать из провинциальной глуши, служить науке, работать – в семье Прозоровых, перенесенной режиссером в современность, все согласны друг с другом и каждый стремится навстречу счастью. Но как из этого общего и единого порыва рождается трагедия, персонажам до самого финала не дано понять – и не только потому, что друг друга они по-настоящему не слышат...
Главный режиссер театра Т. Кулябин
|
О некоторых особенностях нового спектакля рассказал главный режиссер театра «Красный факел» Тимофей Александрович Кулябин.
– Нас всех заинтриговала фраза «Субтитры на русском языке». Что это означает?
– Я заранее не хочу открывать всех секретов – премьере «Трех сестер» будет посвящена целая конференция в конце августа. Но скажу одно: необходимость в субтитрах действительно есть. Более того, готовятся субтитры еще на трех языках – французском, английском и немецком, чтобы впоследствии мы могли играть пьесу и для иностранной аудитории. Скажу честно: такие заказы уже есть. Кстати, именно из-за субтитров так долго – два года – шла работа над спектаклем.
– Ваши «Три сестры» строго следуют чеховскому тексту, но действие перенесено в наше время. Правильно мы поняли?
– Да, все верно. Практически спектакль не купирован, за исключением отдельных моментов – пьеса ведь огромная. Но ни сюжетная канва, ни действующие лица – ничего не изменено, все строго идет, как сегодня принято говорить, по классическому сюжету, а не по мотивам произведения. Что касается времени действия... Это наши дни. Но в спектакле режиссерский акцент сделан не на времени и не на месте действия. Поэтому большого значения, когда происходят данные события, в данном случае не имеет. Сама пьеса находится не на такой большой дистанции от нас, как шекспировские или древнегреческие тексты.
– В каком формате будет проходить спектакль?
– Это будет камерная либо так называемая средняя сцена. То есть, само действие происходит на подмостках большой сцены. Здесь же будет сидеть и зритель. Аудитория порядка 150-170 мест.
– Удается ли сейчас спокойно работать, не отвлекаясь на отголоски событий, происходивших пару месяцев назад в связи со спектаклем «Тангейзер»?
– Нет, я уже ни на что не отвлекаюсь (улыбается). Работа идет своим чередом.
– А есть ощущение, что довлеет некая театральная цензура – нравственная, религиозная? Кто-то или что-то мешает работать?
– Лично у меня не появляется. Этот вопрос нужно адресовать каждому конкретному режиссеру: чувствует ли он давление цензуры. Я же как работал, так и продолжаю работать. Пока во всяком случае.
| ||
Комната Ирины | Комната Натальи | Комната Ольги |
– Ваш спектакль заявлен с тремя антрактами. Такая серьезная продолжительность?
– Да, поскольку в пьесе Чехова четыре акта, и мы решили сохранить чеховскую композицию. На самом деле акты не такие уж продолжительные – порядка 50 минут каждый. Но все они очень разные, поскольку Чехов написал пьесу, где у него четыре действия, четыре времени года, четыре времени суток... То есть на сцене все постоянно меняется, и нам необходима пауза после каждого действия. В общем и целом спектакль будет идти около 4,5 часов. Поэтому мы планируем давать его по выходным и начинать пораньше, в 5 часов вечера, чтобы зрители спокойно могли добраться домой.
– Спектакль в репертуар планируете включать ежемесячно?
– Да, конечно, в театральной афише каждый месяц будут стоять «Три сестры».
– В программке дается описание, что это «психологическая драма, триллер, черная комедия». Согласитесь, похоже, скорее, на кино....
– Это такая интересная затравочка. Нет, здесь не будет игр в кино. Это настоящий театр, и никаких проекций на кинематограф вы не увидите.
– Чем еще планируете удивить зрителя в новом сезоне?
– У нас есть ряд постановок, ряд текущих премьер, а в конце сезона мы снова станем хозяевами большого театрального форума «Новосибирский транзит», у нас будут большие гастроли со спектаклями «Три сестры» и «Онегин» на «Золотой маске» в Прибалтике. Так что планов много...
Лилия Вишневская.
Фото автора
Досье «Бумеранга»
Тимофей Кулябин родился в 1984 году в Ижевске. Окончил ГИТИС, где учился на курсе Олега Кудряшова. В 2006 году выпустил первый спектакль – «На Невском проспекте» по собственной инсценировке «Петербургских повестей» Гоголя в Омском Академическом театре драмы. С 2007 года – режиссер театра «Красный Факел». В 2015 году назначен главным режиссером театра «Красный Факел». На сегодняшний день имеет около 20 режиссерских работ, среди которых: «Livejournal» (Рига, Русский театр драмы), «Маскарад» и «Три сестры» (Красный Факел), «Князь Игорь» (Новосибирск, театр оперы и балета); «Кармен» (Ярославль, театр драмы им. Волкова), «DRESS CODE» (Санкт-Петербург, Приют Комедианта), «Электра» и «Сонеты Шекспира» (Москва, Театр Наций). Ставил спектакли в Ярославле, Риге, Санкт-Петербурге, Москве. Спектакль «Онегин» по роману А.С. Пушкина получил специальный приз национальной театральной премии «Золотая Маска». В 2007 году получил премию за Лучший режиссерский дебют на Театральном фестивале «Парадиз» и Лучшую режиссерскую работу на Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» – за спектакль «Пиковая дама». «Человек года-2010» в области культуры и искусства. Премия Гран-при фестиваля «Новосибирский транзит» в 2014 году.