Новосибирский областной театр кукол продолжает радовать своими спектаклями не только маленьких зрителей, но и взрослых. Впервые в персонажей классической гоголевской «Шинели» перевоплотились не только люди, но и куклы.
Пьеса ориентирована на взрослых и на школьников, любящих сопоставлять хрестоматийные произведения с одноименными театральными постановками. Ведь классика на сцене всегда беспроигрышна.
– Наша задача – не просто проиллюстрировать, что написал Гоголь по сюжету, а посмотреть глубже, что он хотел сказать, – пояснила приглашенный из Санкт-Петербурга режиссер Анна Бессчастнова.
Написанная почти два века назад повесть о маленьком, но старательном чиновнике Акакие Акакиевиче, забитом и забытом обществом, но при этом не сумевшим противостоять этой бюрократической системе, как, собственно, и не готовым с ней смириться, актуальна и сегодня. Разве большинство наших современников не сталкивается с таким же жерлом, через который приходится протискиваться (если получится, конечно), чтобы хоть как-то подобающе существовать?
– Сейчас я живу в реальности, где каждый за свои интересы готов всех загрызть, задавить, нахамить другому. Кто-то в этом мире выживает, процветает, а кто-то чахнет, – поделилась своими наблюдениями Анна Бессчастнова.
Она отметила радикальное разделение общества – на богатых и бедных:
– Среднего класса нет. Сейчас весь средний класс богатый. Да, мы едим «Доширак», однако у большинства айфоны и безумные кредиты. Потому люди друг друга и уничтожают. Мало где остались понятия «дружба», «команда». Власть заключается не в том, чтобы делать добро, а в том, чтобы себе кого-то подчинить, наорать на него, переложить свою вину на другого.
Со времен Гоголя, отразившего подобную систему иерархии в «Шинели», система ценностей мало изменилась, подчеркнула Анна Бессчастнова.
– Человек рождается, чтобы приносить себя для какой-то высшей цели. Для Акакия Акакиевича его служение заключается в том, что он идеально ровно пишет буквы – лучше всех. И он это любит, для него это большое дело. Каждый человек имеет право быть самим собой. У каждого должна быть своя маленькая шинелька, своя мечта.
Во время изучения «Шинели» большинство учителей литературы обязательно поведут учеников на постановку этого программного произведения. И режиссеру важно, чтобы через призму его восприятия, через проживание чувств героя артистом, работающим с куклой, школьники осознали суть:
– Хочется, чтобы после просмотра «Шинели» в душах подростков произошли какие-то пусть сразу и незаметные микроизменения. И в дальнейшем они бы уже не смогли «наехать» на более слабого одноклассника, нахамить близким. Спектакль закончится через час после начала, а любовь останется.
Эльвира Корченко. Фото Виктора Дмитриева