В субботу, 8 апреля, на сцене Дома ученых СО РАН прошел «Ревизор» в постановке Сергея Афанасьева.
Спектакль приветствует гостей уже в коридоре. Приятный сюрприз в виде перформанса: со зрителями здороваются Гоголь и Пушкин, неподалеку беснуется панночка из «Вия» с венком на голове. Павел Иванович Чичиков дарит направо-налево подушные грамоты на «мертвые души», «чертовка» пристает к пришедшим на спектакль, а Осип «напился» до поросячьего визга...
Пушкин и Гоголь обсуждают новую пьесу...
В который раз снова восстали из тлена хлестаковы и городничие, ляпкины-тяпкины и земляники, как будто вовсе и не уходили, а живут и здравствуют по сей день. И так же, как 200 лет назад, как говорил Салтыков-Щедрин, на российской земле «пьют и воруют», потому что человеческая природа неизменна.
Чичиков раздает подушные грамоты...
Маленькая чертовка соблазняет зрителей...
Поставленная пьеса сохраняет практически весь текст Гоголя. Сюжет остается таким же: та же паника местных жителей, та же ошибка, те же реплики, которые в современном контексте приобретают иную окраску. Как, например, комментарий почтмейстера Шпекина о надвигающейся войне с турками или небрежно поданный им конверт с надписью «Почта России». И текст песен в исполнении хора девушек: музыка, мол, Глинки, а слова – под общий смех зала – Городецкого.
Панночка куражится у гроба...
Осип, слуга Хлестакова, напился до поросячьего визгу...
а Бабы осуждают пьянство в любых его проявлениях...
Спектакль идет более трех часов, но они протекают незаметно. Необычный юмор придает неустаревающему сюжету своеобразный шарм, заставляя от души смеяться над давно знакомыми шутками и поворотами. Кроме того, здесь используется необычный грим, звучит живая музыка и занята вся труппа театра.
Приятно на досуге поболтать с Николаем Васильевичем!
Лилия Вишневская. Фото автора