Масленица традиционно отмечается в последнюю неделю перед Великим постом, поэтому даты праздника год от года меняются. В 2015 году Масленица началась 16 и завершится 22 февраля. По церковной традиции, эта неделя должна быть посвящена подготовке к Великому посту, примирению с ближними и прощению обид.
Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями в конце зимы, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к Великому посту. Ну, а кому-то вспомнится яркий рисованный советский мультик Роберта Саакянца «Ишь ты, Масленица!». И все приведенные ответы будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгорается, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Во времена язычества масляная неделя выпадала на весенний солнцеворот и являлась встречей Нового года. С приходом христианства Масленица приобрела еще одно название – Сырная седмица – и стала чем-то сродни подготовки к Великому посту. Но что самое интересное: Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица. Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, тем не менее ее «переплавила», и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким событием в жизни славян, которое известно уже несколько столетий.
А знаете ли вы, что в 1724 году в Петербурге масленица не удалась? Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением матушки Государыни. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков...
Традиционно праздник проходит шумно и весело — все направлено на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы – чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, обильные трапезы и кулачные бои.
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в «Очерках народного быта» рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: «В последний день масленицы на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика». Начинается с традиционной «стенки», когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что «все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья».
Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейный достаток, о котором судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: «Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка...».
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами или медвежьими шкурами, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц – тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую Масленицу.
Самая известная масленичная традиция – поедание блинов. Согласно народным поверьям, в эту неделю нужно съесть как можно больше блинов: сколько съешь – столько счастливых дней будет в году. На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой – его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. По христианским обычаям, блины можно есть с любой начинкой, кроме мясной, так как в последнюю неделю перед постом мясо есть уже не разрешается.
А тем временем блины пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с Масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели приходились определенные обряды. Понедельник – встреча масленицы, вторник – заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины, в широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам, а воскресенье – это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и наконец сжигают чучело Масленицы.
История Масленицы гласит, что праздник всегда был самым широким в году. Необузданное веселье и настоящее обжорство символизировали удачу в будущем. Сдается, что поддержать традицию не сложно.
С Масленицей, дорогие читатели!!!