24 и 25 ноября на сцене Дома ученых Академгородка и в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца прозвучала музыка русских композиторов ХХ века. Зрители наслаждались произведениями Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке и Сергея Прокофьева.
Зрители, пришедшие на концерты в Дом ученых и Новосибирскую государственную филармонию, попали на настоящий праздник русской музыки! Вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением Томаса Зандерлинга и Новосибирской хоровой капеллой, которой руководит Народный артист России Игорь Юдин, выступили известные российские оперные певцы Полина Шамаева (меццо-сопрано) и Сергей Плюснин (баритон). А в роли чтеца в оратории «Иван Грозный» публика увидела актера театра и кино, Народного артиста России Дмитрия Назарова.
В 1990 году он стал первым официальным Дедом Морозом России с резиденцией в Великом Устюге. И это, пожалуй, один из самых ярких положительных персонажей во внушительном списке ролей Дмитрия Назарова! В его актерской жизни были и Щепкинское училище, и театр, и кино, и премии «Чайка» и «Хрустальная Турандот», бурная карьера на телевидении, даже сборники лирических стихов. Недавно Дмитрий Назаров отметил 60-летие и, как он сам признается, в профессии по-прежнему счастлив, ведь у него есть уникальная возможность, «протянуть руку сквозь экран или через рампу и пошевелить душу каждого».
На встрече с журналистами Дмитрий Назаров отметил, что с гастролями бывал в Новосибирске неоднократно. Но с Академическим симфоническим оркестром филармонии сотрудничает впервые.
– Обычно с другими коллективами это происходит у меня в формате сказок. Мы в течение нескольких лет в Московской филармонии проводим такие концерты. И дальше уже по городамих показываем, где есть оркестры. Надеюсь, что и в Новосибирск тоже когда-нибудь приеду с этой программой. Сказки отличаются от того, над чем мы сегодня работаем – возможностью по-доброму хулиганить. На этом материале не похулиганишь, уж больно тема суровая, тяжелая и очень спорная, – считает Дмитрий Назаров, говоря об оратории «Иван Грозный».
Также артист признался, что в эти дни буквально «напитался этой музыкой
– Я это очень люблю – находиться внутри оркестра. Тебя все переполняет! Особенно когда дирижер понимающий, когда оркестр такой прекрасный. И когда это tutti звучит! – поделился артист своими впечатлениями от репетиций с Новосибирским академическим оркестром.
Отрылся концерт «Гоголь-сюитой» Альфреда Шнитке. В основу этого произведения положена музыка, которую композитор написал к спектаклю, поставленному в 70-х годах прошлого века Юрием Любимовым в Театре на Таганке – по произведению Гоголя «Мертвые души».
Ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный» музыканты исполнили под руководством испанского дирижера Сесара Альвареза, который, к тому же, принимает активное участие в организации гастролей Академического симфонического оркестра в Испании в январе 2018 года.
– Сергей Прокофьев, конечно, не писал кантату или ораторию. Он написал музыку для фильма Сергея Эйзенштейна и остановился. Есть несколько вариантов оркестровки этого произведения. Для меня самая корректная – это та, которую сделал дирижер Абрам Стасевич еще при жизни Прокофьева, – прокомментировал выбор оркестровки маэстро.
Также в концертах прозвучали «Озорные частушки» Родиона Щедрина, созданные великим композитором в 1963 году, – итог первого десятилетия творчества композитора. В ти годы им были написаны Первая симфония, пьесы для фортепиано, Камерная сюита, «курортная кантата» «Бюрократиада», музыка к ставшему впоследствии культовым фильму «Высота» с необыкновенно популярной песней «Не кочегары мы, не плотники»... Особенный интерес молодой композитор проявлял к «народным» жанрам, в частности, частушкам. Концерт для оркестра «Озорные частушки», собственно, и завершил это направление в творчестве Щедрина.
...«Все билеты проданы». Такая надпись на афишах вовсе не редкость: в Новосибирске любят хорошую музыку, хороших исполнителей, хорошие проекты. Как и ожидалось, эта программа тепло была принята счастливчиками, успевшими купить заветный билетик, и по ее завершении в гардеробе можно было услышать множество восторженных откликов. Неудивительно: проекты, представляющие синтез различных видов искусств, сегодня востребованы. И для удовлетворения этих запросов в столице Сибири есть все: музыканты и музыкальные коллективы, мастера драматического искусства, режиссеры, художники, композиторы и, конечно же, гордость города – Государственный концертный зал имени Арнольда Каца!
Лилия Вишневская. Фото В. Дмитриева