«Время первых». Правда, которая будет жить в сердцах людей

«Время первых». Правда, которая будет жить в сердцах людей
12 Апреля 2017

«Время первых» – первый масштабный российский фильм о космосе, снятый в формате 3D. Продюсерами проекта стали Тимур Бекмамбетов, Евгений Миронов и Сергей Агеев. В основе картины – реальные события о первом в истории выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов с корабля «Восход-2».

Космос на экране

Далекие 60-е. Разгар холодной войны. Две супердержавы СССР и США бьются за первенство в космической гонке. Пока СССР впереди, на очереди — выход человека в открытый космос. За две недели до старта взрывается тестовый корабль. Времени на выявление причин нет. И пусть риски огромны, мы не можем уступить лидерство. Опытный военный летчик Павел Беляев и его напарник Алексей Леонов, необстрелянный и горячий, мечтающий о подвиге, готовы шагнуть в неизвестность. Тогда никто не мог предположить, с чем им предстояло столкнуться в полете. В этой миссии всё, что только можно, пошло не так...

Ключевые эпизоды фильма – выход космонавта в открытый космос и возвращение экипажа на землю, созданы при помощи уникальных для российского кинематографа технологий. Роли Леонова и Беляева исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский, для которых съемки этого фильма – первый опыт работы вместе. Сергея Королева сыграл Владимир Ильин. Над фильмом трудилась команда лучших российских и зарубежных «киношников»: художников, бутафоров, специалистов по компьютерной графике, VFX-супервайзеров и других. Работа над зрелищной стороной картины заняла 29 месяцев.

Евгений Миронов и Константин Хабенский больше года готовились к съемкам «Времени первых».В фитнес-клубе World Class они прошли курс тренировок, созданный на основе программы предполетной подготовки космонавтов. На съемках от них требовалась безупречная физическая форма – им приходилось надолго «зависать» на тросах в тяжелых 30-килограммовых скафандрах. Все подобные задачи Миронов и Хабенский выполняли самостоятельно, привлекая каскадеров только для репетиций и технических дублей. Актеры побывали в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, в РКК «Энергия», НПП «Звезда», которое создает оборудование для полетов. Там они узнали все нюансы тренировок космонавтов, изучили устройство космического корабля «Восход-2» и скафандров.

«Честь не позволяла нам быть вторыми»

С идеей картины о легендарном полете «Восхода-2» Евгений Миронов пришел к Тимуру Бекмамбетову – одному из немногих, кто способен реализовать такой амбициозный проект. Продюсер рассказал о работе над фильмом, российском кинематографе и проблемах воспитания молодежи.

1.JPG

– Ваше сотрудничество с Евгением Мироновым не может не радовать. Если не секрет, как всё начиналось?

– С Евгением я знаком давно, но мы никогда не работали вместе. Он пришел ко мне с горящими глазами. «Я знаю, как делать спектакли, знаю, как играть, но не знаю, как сделать большой фильм. У меня есть замечательная история! Я познакомился с Алексеем Архиповичем Леоновым, заболел этой темой, влюбился в космос и хочу сыграть этого человека...». Поначалу к этой идее я отнесся с некоторым скептицизмом. Понятно: он хочет сыграть эту роль, но будет ли фильм интересен зрителю? Мы договорились о встрече с Леоновым. Алексей Архипович поведал нам всю историю легендарного полета: тогда, в 1965 году, впервые в истории человек вышел в открытое пространство и поплыл над землей. Он рассказывал такие невероятные подробности! О полете, об атмосфере в «Первом отряде» космонавтов, о дружбе, о том, как собиралась элитная команда пилотов, которым предстояло стать первыми покорителями космоса. Мы поняли, что не можем не снять фильм про такого удивительного человека и о тех событиях, которые вошли в мировую историю освоения космоса. Так родилось «Время первых», кино о величайшем и опаснейшем подвиге людей, готовых рисковать жизнью ради мечты...

«Алексей Леонов – подлинный герой, каких сейчас не хватаем современному кино и литературе. Он сознательно пошел на величайший риск, ведь невозможно было просчитать всё до конца. Они с Беляевым сделали шаг в бездну. Я понял, что из этого нужно сделать большое кино». Актер и продюсер компании «Третий Рим» Евгений Миронов

– Почему вы решили, что фильм будет интересен массовому зрителю?

– Это удивительная история, о которой мы практически ничего не знаем. О том, как Сергей Королев в марте 1965 года вынужден был пойти на этот эксперимент, хотя до конца не был уверен в успехе, не знал, какие могут быть последствия. А ведь по всем прогнозам первыми должны были стать американцы. Но честь не позволяла нам быть вторыми, и полет спланировали на два месяца раньше. Алексей Леонов, выйдя в открытый космос, получил поздравления с земли. Когда он парил за бортом корабля «Восход-2», ему позвонил Брежнев. «Прилетай, мы тебя ждем на Земле», – сказал Леонид Ильич, а потом донесся звон бокалов... Когда космонавт возвращался на корабль, он почувствовал, что от перепада давления раздулся скафандр и он не может попасть на борт! Что делать? Леонов начал потихоньку спускать давление, чтобы «уменьшиться» в размере... Рассказ Алексея Архиповича настолько был насыщен подробностями, что нам не понадобился сценарист. Всё, о чем он рассказывал – это уже готовый сценарий! Мы просто экранизировали его рассказ. Уникальный случай! Мы снимали фильм, слушая рассказы участника исторических событий. Мы имели дело с реальной историей, поэтому не могли придумывать, фантазировать, домысливать. Нельзя эту историю менять...

Мы знаем Евгения Миронова как актера, а здесь он выступает еще и в качестве продюсера. Как на одной съемочной площадке уживались два продюсера?

2.jpg

– Даже три! (смеется). Знаете, очень легко! Евгений – сердце этого проекта, тот самый камертон, который измеряет чистоту замысла. Понимаете: всегда есть несколько точек зрения, как делать фильм, каким должен быть главный герой. Но всегда находится кто-то, кто является стержнем. В процессе работы высказывались разные мнения по поводу той или иной сцены, но я всегда прислушивался к Жене – он ведь играет этого героя, очень хорошо понимает его, живет его жизнью. Поэтому его слово было решающим...

«В фильме есть моменты, когда даже мне страшно. Ведь в жизни я выполнял задачу, не сильно задумываясь об опасности». Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов

– Технологически картина очень сложная. Вы это наверняка прочувствовали...

– Да, здесь масса технологических сложностей! Можно сказать, мы находились в том же положении, что и советские космонавты, и конструкторы полстолетия назад. Это совершенно новые технологии съемок, огромное количество компьютерной графики, присутствует сложнейшая техника. В Интернете на сайте Bazelevs вы можете найти наше, как сейчас говорят, ноу-хау. Мы сделали VR-аттракцион. Вы можете кино посмотреть со специальными очками – и оказаться в скафандре Леонова, и так же, как он, выйти в открытое безвоздушное пространство. Это маленький фильм, скачивайте его и путешествуйте в Космосе!

«Чтобы сцены в невесомости смотрелись максимально эффектно, были созданы «цифровые дублеры» Миронова и Хабенского. Актеров «отсканировали» на круговой установке из 80 фотоаппаратов. Эта новая для российского кино технология впервые была использована на другом высокотехнологичном проекте студии BAZELEVS – фэнтези «Он – дракон…». Продюсер визуальных эффектов в фильме, руководитель студии CGF Александр Горохов

– Многим людям, которые стояли у истоков развития отечественной космонавтики – Шаталову, Терешковой, Быковскому, далеко за 80. Не возникает желания, пока они еще живы, продолжить эту тему?

– Всё сейчас зависит от вас, зрителей. Не будет никакого фильма о Терешковой и о конце холодной войны, если вы не проголосуете за эти фильмы, не оцените их. Но я думаю – всё будет хорошо. Я видел реакцию публики на премьере. Я помню слезы на их глазах! Они выходили совершенно другими. Кино их изменило! В зал вошли прагматики, жаждущие земных благ, а вышли с желанием жить, мечтать, менять мир, совершать поступки, подвиги... Всё зависит от того, каким будет успех фильма. По сути, мы приняли эстафету от создателей картины «Легенда №17». Очень важный фильм для нашего кинематографа! Тогда впервые стало ясно, что кино про наших героев люди хотят смотреть. И такие фильмы надо снимать. В том числе и о героях сегодняшнего дня.

3.jpg

– Алексей Архипович Леонов – консультант вашего фильма. Как с ним работалось?

– Со мной такое впервые, когда мы всей командой нашему главному герою сдавали фильм. Он очень строгий: давал нам замечания, поправлял, уточнял. И даже настоял на том, чтобы мы вырезали одну сцену. Это был наш любимый кадр, он всем нравился, мы очень трепетно относились к этому эпизоду... Сергей Королев все силы положил, чтобы полет состоялся, но в то же время убеждал правительство, что нельзя рисковать людьми. В результате – сердечный приступ, и он падает прямо во Дворце съездов. Эту сцену гениально сыграл Владимир Ильин. Когда смотришь, самому становится плохо. Но Алексей Архипович, непререкаемый авторитет, потребовал вырезать этот кадр. «Как, почему? Это же правда! Так было на самом деле», – пытались мы его убедить. – «Нет, вырезайте. Поймите: Королёв не может упасть...». После этого замечания Леонова очень многое поменялось в моих взглядах на профессию. Да, мы как творцы должны говорить правду. Но есть правда, которую надо говорить, писать, снимать. И есть ПРАВДА, которая будет жить в сердцах людей. И по этой ПРАВДЕ герой не может дать слабину. Ведь ты роняешь не человека, а кино, которое рассказывает о нем. А для нас всех: и для съемочной группы, и для Алексея Леонова, и зрителей Королев – герой, титан, который выстоит в любой ситуации, не прогнется, не упадет. Вот такая она – ПРАВДА.

– Как вы относитесь к такой тенденции последнего времени, как перепрофилирование кинотеатров?

– В частности в театры? Радует хотя бы то, что не в мебельные салоны. По-моему, это неправильно. Ну как можно, чтобы в такой богатой талантами стране не было передовой, покоряющей весь мир кинематографии?! Возьмите наши современные кинотеатры – все они определенного стиля, зачастую оформлены под «Диснейленд» и являются частью американской культуры. Вспомните советские кинотеатры. Они же другие по духу! И атмосфера в зале совсем другая – без попкорна и пепси. Люди смотрели кино, затаив дыхание! А сейчас – пришли, сели, поели, попили, вышли, чтобы купить очередную порцию попкорна... А все достаточно просто: у нас очень дорогие билеты, и обычные люди не могут себе позволить каждую неделю ходить в кино. А та небольшая часть населения, которая ходит в кинотеатры регулярно – в России их максимум 5 миллионов человек – воспитана на импортном кинематографе. Я не берусь судить, плохие это фильмы или хорошие. В Америке кинематограф гениальный. Но он не наш, он чужой. И тут тупик. Российские режиссеры работают на избранную публику, подстраиваются под эти 5 миллионов. Поэтому делают не те фильмы, которые хотят, а те, которые этому зрителю якобы нужны. Делают кино про супер-героев, похожих на американских. При этом наполняемость кинотеатров  в большинстве городов России едва ли 50%. Фактически мы живем  в этой, чужой для нас, нише. И вся история с кинопроизводством, кинопрокатом – фальшивая, не настоящая. Смотрите: на телевидении доля импортного контента не более 5%. А в кинотеатрах наоборот – нашего контента от силы 20%. Телевидение бесплатное, и мы можем отследить, что людям нравится, и пускаем это в эфир. А в кинотеатрах очень дорогие билеты, и мы констатируем, что вкусы постоянной кино-аудитории не соответствует вкусам массового зрителя. Что делать? Договариваться, опускать цены на билеты. Это будет первый шаг к нашему кино...

4.jpg

«Фильм «Время первых» посвящен всем первым: первому полету в космос, первой женщине-космонавту, первому выходу человека в открытое пространство... Каждый из них совершал прорыв. Это было прекрасное время, и нам стало понятно: об этом надо снимать кино. Большое. Чтобы этот фильм стал таким же открытием, таким же прорывом, как и то, что сделали герои картины...».  Киносценарист, режиссер, продюсер Тимур Бекмамбетов

Лилия Вишневская


Просмотров: 702