Когда мы были молодые…

Когда мы были молодые…
9 Сентября 2021

В Доме ученых продолжает свою работу выставка «Первые художники Академгородка». В «Бумеранге» была небольшая информация об этом, но тема далеко не исчерпана. Например, люди, знавшие Юрия Кононенко, могли бы рассказать об этом человеке еще много интересного. Один из таких рассказов – из уст Евгения Вишневского.

График, живописец и сценограф Юрий Ильич Кононенко, безусловно, был одной из самых ярких фигур Новосибирского Академгородка своего времени. Без этого человека, его работ, спектаклей, перформансов и площадных представлений невозможно представить себе богатый, неожиданный и великолепный мир Академгородка, тогдашнего интеллектуального оазиса нашей страны. Мир, еще более прекрасный в сравнении с довольно унылой и серой, четко регламентированной действительностью того времени.

Ю.И. Кононенко был одним из лидеров советского «художественного андеграунда», творцом так называемого параллельного искусства, то есть такого художественного направления, линия которого шла параллельно линии общепринятого, общедоступного, официального искусства, никак не пересекаясь с нею. Это был его сугубо личный художественный и интеллектуальный мир, который тем не менее притягивал к себе не только профессионалов искусства, но и многих любителей живописи, театра и вообще всего того, что делает нашу жизнь богатой и интересной.

5_1.jpg

Его жизнь была полна событиями разного рода и толка. Родился в Монголии, в семье военного корреспондента и учительницы русского языка. Закончил Политехнический институт в Иркутске, получив специальность инженера-строителя. Учился в ЛГИТМиКе на декоративно-постановочном факультете, в классе самого Н.П. Акимова. В 1964 году приехал в Новосибирск, где работал художником в Областном театре кукол.

У нас в Академгородке он появился в 1965 году. Поселился вначале в общежитии СО АН в одной комнате с физиками из Института математики. В знаменитой физико-математической школе имени академика М.А. Лаврентьева не только вел уроки рисования, но и организовал собственную художественную школу-студию, которая вскоре стала «прибежищем» для многих ученых, в жизни которых изобразительное искусство было так же важно, как и занятия наукой.

Ю.И. Кононенко был не только самобытным, удивительным графиком, живописцем и творцом перформансов, но и вообще притягательной личностью, поэтому вокруг него в Академгородке довольно быстро образовалась особенная художественная и интеллектуальная атмосфера. Именно здесь он сформировался как художник, мир творчества и стиль которого ни с каким другим перепутать невозможно. Отсюда, из Академгородка, по всему свету, причем не только по личным коллекциям любителей живописи, но и по самым знаменитым художественным музеям мира стали разлетаться его работы. А в 1969 году на его первую персональную выставку (так же, как в свое время на выставки П. Филонова, Р. Фалька, М. Шемякина, Н. Пиросманишвили и других) в художественную галерею Дома ученых СО АН собирались не только любители живописи со всей нашей страны, но и из-за рубежа. 

5_2.jpg                    

В 1970 году в высших идеологических кругах Новосибирска возник скандал вокруг «несанкционированного портрета вождя мировой революции В.И. Ленина», написанного Юрием Кононенко, в связи с чем художник вынужден был навсегда переехать на жительство в Москву.

Я не только близко дружил с этим замечательным художником и удивительным человеком с самого его появления в Академгородке, но и входил в ближний круг его общения. Я довольно часто принимал непосредственное участие в придуманных им прекрасных представлениях (перформансах), где Юрий Ильич бывал не только автором идеи и художником, но иногда даже и непосредственным исполнителем (артистом). До сих пор мне невозможно забыть масленичные представления, в которых едва ли не все зрители были также участниками театрального действа, созданного на драматургической основе пьесы Е.И. Замятина «Блоха», где сам художник блистательно играл роль огненно – рыжего заики «Инператора». Это буйное действо в течение нескольких лет происходило ранней весной (на масленицу) прямо на улицах нашего Академгородка. Я же исполнял там тогда роль «слепого нищего», забавлявшего народ «побирушными» песнями, которые хорошо помнил со времен своего послевоенного детства.       

Я хорошо помню спектакли театра-студии Академгородка под руководством известного физика и «актера от Бога» Арнольда Пономаренко, художественным оформителем которых был Ю.И. Кононенко: «Бориса Годунова», «Сирано де Бержерака», «Безымянной звезды» и прочих великих пьес. Как-то даже язык не поворачивается называть этот театр «самодеятельным», хотя ни одного театрального профессионала в нем не было.  

5_3.jpg

Мне посчастливилось побывать на «квартирных вернисажах» Ю.И. Кононенко в коттеджах известных ученых Академгородка, которые новосибирские «искусствоведы в штатском» запретить так ни разу и не решились.

И я очень благодарен руководству Дома ученых СОРАН за организацию этой выставки, которая переносит нас, словно на машине времени, в те прекрасные времена, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли, фонтаны били голубые и розы красные росли».

Евгений Вишневский, старожил Академгородка

 


Просмотров:

Вверх