Старые проблемы нового городка

Старые проблемы нового городка
25 Июля 2018

19 июля в администрации Советского района в рамках информационного дня мэрии прошла встреча с жителями, посвященная проекту «Академгородок 2.0». Речь шла в основном о развитии транспортной и социальной сферы. Обсуждение получилось достаточно бурным: после выступлений докладчиков  свое несогласие по нескольким пунктам программы выразили неравнодушные пикетчики.

Постановление о проекте «Академгородок 2.0» было сделано еще в ходе последнего визита президента России Владимира Путина  в Новосибирск, по результатам совещаний 8 февраля–18 апреля этого года. Так, были даны поручения: создать комплекс мер, направленных на проведение технотронно-нейтронных исследований, включая создание специализированного источника технотронного излучения IV-го поколения; разработать план комплексного развития СО РАН; подготовить совместно с правительством Новосибирской области план развития городка как территории с высокой концентрацией исследований и разработок. В ходе разработки проекта  звучало много вопросов от жителей городка, и наконец, решено было провести информационное собрание. Вели его замглавы администрации района Александр Кулаев, зампредседателя СО РАН Иван Благодырь, курирующий вопросы социальной и инженерной инфраструктуры, и Юрий Воронов, известный эксперт в области развития территориальных систем, форм и развития инфраструктуры, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СОРАН.

Итак, что скрывается за формулировкой «Академгородок 2.0»? Основа этой концепции звучит обтекаемо – создание стратегий работы институтов на десятки лет вперед, научно-техническое развитие, взаимодействие институтов между собой и с крупными госкорпорациями… Конкретно же перед собравшимися встал вопрос комфортного проживания на территории, подразумевающий изменение существующей инфраструктуры, социальной и транспортной.В планах программы – строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в левобережной части района, Кольцово и Краснообске, реконструкция Лицея №130, Гимназии №3, строительство детского сада на улице Иванова, реконструкция домов культуры «Академия», «Звезда», «Юность», Дома ученых и Центрального пляжа, строительство поликлиники в Нижней Ельцовке и амбулатории в Ложке. Но самый животрепещущий вопрос, бесспорно – Восточный объезд. Строить его планируется в 4 этапа: предусмотрены Северный обход, съезд на Кольцово и Академгородок, съезд на Морозово и съезд на Искитим. СО РАН планирует соединить Кольцово с Верхней зоной: с кольца трассы обеспечить выезд на угол трассы Кутателадзе-Пасечная-Демакова и далее по улице Пасечной пустить транспортный поток на кольцовскую трассу – чтобы транзитный транспорт не шел через Верхнюю зону. По словам замглавы администрации, в связи с этим необходима реконструкция улицы Кутателадзе, так как она становится сегодня новым деловым центром.

Старые проблемы нового городка 1.jpg

Предсказуемую волну недовольства вызвал факт того, что трасса объезда идет через Нижнюю Ельцовку – по лесной территории. Прозвучало обобщенное обращение от нескольких территориально-общественных самоуправлений и общественных движений Нижней зоны Академгородка. Они выразили обеспокоенность тем, что, если произойдет предполагаемый сброс со скоростной 6-полосной автотрассы на 4 полосы, то по улице Кутателадзе она пройдет под окнами многоквартирных домов, которые, к тому же, строил Институт ядерной физики по своему оригинальному собственному плану – там нет вентиляции. Также, по словам выступившей активистки, в районе Матвеевки планировался мост, теперь же собираются строить еще один, но единственный пригодный для транспорта коридор застроен жилыми домами, остается только вырубать лесной массив, а это обернется экологической катастрофой. «Лесные территории не должны рассматриваться как свободные пустыри под застройку и реализацию прочих подобных нужд», – подытожила свое выступление представительница протестующей группы. – «Мы и так все время в ущемленном положении, а теперь вы хотите сбросить на нас транспортный поток, который нам к тому же ничего не даст». В ответ прозвучало, что Нижняя Ельцовка так или иначе станет проездной зоной и «никто не сможет этому помешать, если городок будет развиваться на запад», а он видимо, будет. Тем не менее, пренебрежение ситуацией разрушения комфортной среды в Нижней Ельцовке очевидно и весьма странно.

Старые проблемы нового городка 3.jpg

Также из зала прозвучало замечание в адрес докладчиков о том, почему у инициативной группы проекта нет интернет-сайта, где можно опубликовать свои предложения, да и просто ознакомиться с информацией, так как, по словам выступающей, в рамках встречи сложно даже успеть прочитать на экране что-либо, не то что осмыслить. «С таким подходом вы получите массовые протесты», – заметила она. – «Вы, видимо, уже получили одобрение у президента и думаете, что и у народа будет полное одобрение».

Еще несколько озвученных проблем: не ремонтируется жилье, не сносится ветхое, инвесторам не выделяются деньги на застройку. Ответ: программа сноса не может быть в юрисдикции СО РАН. Президент поручает это правительству Российской Федерации. «Нам нужно некое событие, чтобы начались федеральные вливания, без них ничего не решить», – прозвучало обоснование. «Президент поддерживает развитие науки, а не снос леса и теплотрасс!» – парировали пикетчики. –«Если деньги не выделяются, то как вы собираетесь развивать науку?».

Слово взяла и «команда бульвара», выступающая против соединения улицы Арбузова с Бульваром Молодежи. От жилых домов до проезжей части на бульваре – шесть метров, дома четырехэтажные.С изменением движения половина гигантской пробки, образующейся на проспекте Строителей в час пик, неизбежно переместится на бульвар. Можно представить, что будут «обонять» из своих окон жители домов.

Старые проблемы нового городка 2.jpg

В завершение высказался Лев Абрамович Шепелянский, один из старейших общественников Новосибирска, инициатор и разработчик целевой программы по развитию электротранспорта. «Сегодня я вижу только один выход: выход руководства СО РАН на врио губернатора Андрея Травникова, чтобы он, пользуясь данной ему властью, на уровне министерства транспорта и правительства России решил вопрос обхода кардинально. Обход должен быть обозначен в наказе избирателей перед выборами губернатора области». Также Лев Абрамович выразил сожаление по поводу некоторых нападок на культурную ценность Академгородка в последнее время. «Это отдельное наследие, и его следует даже вывести из статуса регионального и перевести на статус федерального. Не нужно опускаться до «местечковости», до сиюминутных бытовых задач. Сегодня отношение к Академгородку как к наследию должно пропагандироваться в школах, ведь именно из сегодняшних школьников вырастут те 1500 новых научных работников, которые «должны быть в Академгородке 2.0». Пусть их привязывает к малой родине это воспитание».

Нужно подчеркнуть, что, согласно докладчикам, информация, озвученная на собрании, пока просто «существует вокруг разработки программы». Ее можно анализировать и готовить свои конструктивные предложения.

В завершение статьи хочется отметить, что самое сложное, пожалуй, во всех масштабных проектах «на бумаге», касающихся Академгородка, – это административно-территориальная организация их реализации. Вместе с Кольцово и Краснообском городок представляет собой огромные территории, которые поделены между разными собственниками, будь то СО РАН, муниципалитет или частные владельцы. Здесь сталкивается слишком много интересов, в том числе экономических. Для того же, чтобы функционировать отлаженно, городок всё же должен представлять собой единый организм. Невозможно работать над новой программой развития городка, не решив для начала его старые проблемы.

Редакция газеты «Бумеранг» приглашает всех неравнодушных жителей высказать свое мнение по данному вопросу. 

Валерия Чертенкова

Фото автора


Просмотров: 356
Сказка про 3 поросят.jpg
Ирина-Богушевская-А4-верт_кр_.jpg
3 октября.jpg
09_846_астра-мед.jpg