Дмитрий Ревякин: «На наших концертах случайных людей не бывает»

Дмитрий Ревякин: «На наших концертах случайных людей не бывает»
1 Декабря 2011

3 декабря группа «Калинов мост» приедет в Новосибирск с юбилейным концертом – коллективу сибирских рокеров в этом году исполняется четверть века. Срок немалый и, пожалуй, уже можно подводить промежуточные итоги, однако, по мнению лидера группы Дмитрия Ревякина, итог работы группы – это не только выпущенные за этот срок альбомы: «Про себя могу сказать, что я – счастливчик: играть в группе в наше время – это большая роскошь, а мне это до сих пор удается. И потом, какой еще итог? Задача “Калинова моста” – выявлять людей, которым интересно то, что мы делаем: вокруг нашего творчества объединяются люди, которые способны делать добрые дела, и конца-края всему этому не видно. Меня это отчасти пугает: видимо, до гроба с гитарой не расстанусь – это да».

- К юбилею группы «Калинов мост» выйдет альбом «Золотое толокно». Расскажите, пожалуйста, о нем.

- Он состоит из 12-ти композиций и одного бонус-трека «Песня о Чите». Мы рассматриваем этот альбом как сюиту – где-то сказочную, где-то предоставляющую возможность домыслить, как все это может быть в других мирах. Это, знаете ли, такой мягкий консервативный ответ на происходящее внутри и вокруг нас. Еще хочу сказать – альбом гитарный, так что сбылась моя рептильная мечта – сделать именно такое гитарное полотно. Позавчера я прослушивал материал и пришел к такому мнению, что при определенном грамотном вмешательстве к этому можно написать либретто, и тогда получится рок-опера или, может, мультипликация – безусловно, это полотно эпическое и созерцательное.

- Ваш предыдущий альбом «Эсхато» слушается как путешествие во времени – там есть и средневековые лютни, и какие-то панковские мотивы. А как выглядит в этом плане «Золотое толокно»?

- Эклектичность, наверное, присутствует и в новом альбоме, но все это «сцементировано» и воспринимается как целое. Альбом «Эсхато» был направлен на молодежную аудиторию, как нам тогда казалось, и это оправдало наши ожидания: Вы представляете, в течение 14-ти недель мы занимали 1-е место в рейтинге альбомов на московском радио – за нас очень многие голосовали, и молодежь была очень активна. Для «Калинова моста» это нонсенс, потому что группа у нас провинциально-маргинальная (я имею в виду по «радийному» статусу), а тут случился такой прорыв.

- А чем проняли молодежь?

- Думаю, энергетикой: альбом – энергоемкий, и молодежи это понравилось.

- А молодежь сейчас является Вашей основной аудиторией или все-таки сохраняется тот контингент – от 25 до 40?

- Молодежь за нами тоже следит, но больше нам, конечно, импонируют наши старые преданные поклонники, которые идут с нами рука об руку уже на протяжении 25-ти лет. Вместе с нами они взрослели музыкально, образовывались, и мы их постоянно пытаемся удивить: по сути, любой наш последующий альбом не похож на предыдущий. Наш спектр достаточно широк и, помимо этого, мы стараемся, чтобы слушателя радовала изощренная лирика.

- Почему в последнее время группа выбрала для себя эсхатологическое направление? Неужели все так плохо, и конец близок?

- Мне просто кажется, что верующий человек или тот, который стремится стать таковым, живет постоянно в ожидании конца. Это отражается и в нашем творчестве, что, конечно, не так печально, как может показаться со стороны – наоборот, это бодрит, отрезвляет и заставляет работать, работать и работать.

- А на концертах Вы замечаете, как меняется восприятие зрителями Вашего творчества?

- У нас не столько зритель, а скорее слушатель, и во время концерта это заметно – кто-то может на четверостишие отреагировать, кто-то – на отдельный музыкальный фрагмент. Сейчас наших слушателей на мякине не проведешь. Как правило, на наших концертах случайных людей нет, наши слушатели приходят уже подготовленными.

- Что нам ожидать от новосибирского концерта?

- Знаете, Дом ученых впервые нас принимал в мае 1987 г., но сейчас мне почему-то довольно сложно играть в Новосибирске. Конечно, надеемся, что все будет в порядке, все будет путем. Помимо концерта, мы представим стенд с фотографиями о том, как у нас все зарождалось, будет и небольшая выставка нашего художника Владимира Распутина, который работает с нами все это время и оформлял почти все наши работы. Наши четверть века – это праздник, я считаю, всего Новосибирска, всей Сибири, потому что наша группа уже на протяжении 25-ти лет везде рассказывает о сибирском характере, о наших людях, ведь именно это и является главным богатством Сибири, а не полезные ископаемые, как некоторые кремлевские кукловоды думают.

- Прозвучат ли песни из Вашего нового альбома?

- Одна песня будет, а в целом намечается рестроспективная юбилейная программа – постараемся создать зрителям праздничное настроение.

- Вы с удовольствием исполняете на концертах свои старые песни. Какие из них Вам более дороги?

- Ну, думаю, что будет неправильно говорить о чем-то «самом любимом», ведь уже много песен написано, и группа, как трансформер, может измениться под любую ситуацию. Задача профессионала – ею управлять.

- У Вас есть и акустическая программа. Чем она отличается от «электричества»?

- Во-первых, инструментарием: лютня, гусли, все звучит мягко, но зато напряжение дает колоссальное – я про себя говорю: за звук не спрячешься, надо извлекать, надо интонировать.

- Вы – автор нескольких стихотворных сборников, и к юбилею привезете в Новосибирск новый – «Знаки небес». А каждое ли стихотворение становится песней или иному надо отлежаться, чтобы стать ею?

- Песню написать крайне сложно, потому что здесь надо учитывать пристрастия каждого из музыкантов... Вообще, хорошая песня – это большая удача: если ты болеешь о чем-то, то стихи писать просто, а вот песню создать сложнее, поверьте мне. Работа над песней – это целенаправленная творческая деятельность.

- Какое место в этом занимает вдохновение?

- Вдохновение… оно в любом случае – как у музыкантов, так и у меня – складывается из опыта, из ремесленных наработок и из задачи, которая стоит перед данным стихотворением. Бывают моменты, когда ты точно знаешь, о чем хочешь сказать, а бывает, что первую строчку запишешь и дальше – тишина: песня ждет своего часа. Кстати, это я подсмотрел у нашего художника: зашел к нему в мастерскую, гляжу – прямо в ряд стоит несколько полотен; он подошел к одному, сделал мазок, потом перешел к другому… Подумалось тогда: теперь и я тоже так буду делать! Например, записал на странице две-три строки и, если они получились, а дальше не идет, то перелистываю страницу и живу себе спокойно некоторое время. А потом наступает такой момент (он как ядерный синтез!) – вам, как уроженцам Академгородка, понятно, что это такое – и тогда я сажусь и просто буквально мгновенно делаю очень много.

- Вам не хотелось бы добавить по такому «мазку» к Вашим «полотнам» пятнадцати-, двадцатилетней давности?

- Я могу поменять лирику, если это меня трогает, но что касается аккомпанемента, то это уже на века – ничего не надо там менять.

- Что появилось нового с изменением состава группы?

- Меняются краски, в основном. Конечно, приход новых музыкантов обогащает, и с ними нам, в общем-то, везет, потому что приходят именно профессионалы: какие-то моменты они подсказывают и, конечно же, вплетают свое музыкальное ремесло в то, что мы требуем. Если оказывается, что новый участник группы рос на той музыке, которая нам импонирует, то это большая удача – он погружается с головой в то, что мы делаем, штудирует то, что было до него, и очень бережно относится к нашим юношеским максималистским воззрениям.

- Какую музыку Вы сейчас слушаете?

- Я стараюсь музыку вообще не слушать: надеюсь на своих музыкантов, что они этому уделяют время, а сам сейчас предпочитаю с книгой посидеть в тишине. Но если и слушаю музыку, то, естественно, нашу, потому что приходится работать с нашими исполнителями – с такими «ветеранами», как «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «Пикник».

- А концерты совместные даете?

- Да. Вот сейчас мы очень торжественно будем отмечать наш юбилей: практически все музыканты откликнулись и примут участие в наших концертах в Москве и Петербурге.

- Выйдет ли какой-то альбом по итогам?

- Пока не знаю, это пусть наш издатель думает. Если его это «согреет» – то я думаю, мы все организуем.

- Как Вы принимаете решение, в каких концертах участвовать, а в каких – нет?

- Ну, вот, например, недавно нам предложили участвовать в предвыборной кампании одного из кандидатов в Президенты. Естественно, мы отказались и, как выяснилось, правильно. Но, в общем-то, мы не такие уж и медийные, чтобы нас покупать, бегать за нами и куда-то нас втягивать.

- В одном из своих интервью Вы говорили, что устаете от столичной жизни. Есть ли какие-то места, где Вы отдыхаете от Москвы?

- Я стараюсь посещать те места, которые мне дают силу и питают дальше – не буду их выдавать.

- Хорошо, спрошу по-другому: если, например, представить, что перед Вами неожиданно откроется дверь, войдя в которую Вы смогли бы по желанию попасть в любое приятное Вам место, где бы Вы оказались?

- Сложно сказать, ведь есть так много мест, которые мне нравятся – от Украины до Камчатки. На Украине нас очень любят, практически боготворят – все песни знают наизусть и поют красиво, как умеют только хохлы (там я не был только в Закарпатье). Хотел бы оказаться и в Забайкалье, где прошло мое детство. Родился-то я в Новосибирске, мой батяня строил Академгородок, и Лаврентьев его очень ценил, потому что отец мой выкладывал какое-то сумасшедшее количество кубометров кирпича. Ему даже предлагали жительство в Академгородке, но он, как человек романтического склада, от этой квартиры отказался в пользу многодетной семьи.

- Вы учились, насколько я знаю, в НЭТИ – на радиотехническом факультете. Сейчас тоже есть ребята-студенты, которые собирают свои группы, играют вместе. Как думаете, а им будет легко пробиться так, как смогли это сделать Вы?

- Ситуация за четверть века сильно изменилась, но, знаете, молодости безразлично, есть ситуация или ее нет – все зависит от фанатизма в занятиях, профессиональной наработки и от определенной уверенности, что людям твое творчество нужно. Самое главное, что должно быть присуще молодости – здоровый максимализм: «Мы – не последние в этом мире, мы всех заставим склонить свои музыковедческие головы!»

- Можете немного рассказать о своем сыне?

- Только если немного. Сын у меня работает юристом, он у меня человек бодрый, подтянутый, спортивный. Это самый первый мой помощник, если говорить по большому счету: командует, какой альбом мне сейчас выпускать, какой потом, так что все нормально.

- Есть ли у Вас мечта?

- Есть. Вся моя мечта прописана в альбомах «Калинова моста», а говорить прозой о мечте мне не хочется, потому что об этом – только стихами.

- «Калинов мост» в фольклоре – это место, где происходит борьба темных и светлых сил. А сейчас кто побеждает?

- Знаете, всегда сначала побеждают темные силы, но в итоге все равно победит свет.

Любава Новикова


Просмотров: 1128