Вячеслав Стародубцев: «Мы хотим подольше оставаться детьми»

Вячеслав Стародубцев: «Мы хотим подольше оставаться детьми»
30 Октября 2019

В международный день оперы НОВАТ выпустил на сцену «Кота в сапогах»

Новосибирский оперный позвал зрителей в сказочное королевство Шарля Перро: на Малой сцене НОВАТа, в зале имени Исидора Зака, прошли премьерные показы оперы Цезаря Кюи «Кот в сапогах». Создатели детских оперных спектаклей снова удивили и порадовали зрителей красивой музыкальной историей о доброте, дружбе и любви с участием звезд новосибирской оперы.

В сказочном королевстве Шарля Перро

Постановщик спектакля и автор идеи детского оперного проекта – главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев. Красочные декорации к спектаклю, напоминающие страницы книжки-раскладушки с волшебными, оживающими картинками, придумал художник Тимур Гуляев.

– Каждый наш детский спектакль – это диалог с юными зрителями о самых важных и правильных вещах на универсальном языке музыки. Мы хотим, чтобы большая опера стала для детей увлекательной книгой, каждая страница которой – это прекрасный волшебный мир. И нашего «Кота в сапогах» мы сделали как такую детскую книжку с раскладывающимися картинками, – поясняет Вячеслав Стародубцев.

В этом спектакле на сцене ожила сказочная страна Шарля Перро, такая, какой мы ее представляли в детстве – с роскошными замками, королями и принцессами в богатых исторических костюмах. В спектакле есть юмор и превращения, детский «хоррор» и необычная художественная видеопроекция по эскизам Тимура Гуляева.

3.JPG

– Мы хотели сделать исторические костюмы, но в сказочном стиле. У нас много декора, вышивки, много золота. Свои костюмы я всегда стараюсь делать так, чтобы они не боялись камеры, и даже при ближайшем рассмотрении в любом, самом крупном кадре, выглядели красиво и достойно. Мы очень надеемся, что наш спектакль станет роскошным подарком всем юным зрителям Новосибирска, – говорит художник по костюмам Елена Олейник.

И, конечно, не обойдется без сюрпризов: впервые зрители увидят на сцене в качестве главного героя не Кота в сапогах, а... Кошку!

– Обычно роль Кота в спектакле отводится мужчинам, – рассказывает Вячеслав Стародубцев. – Но мне показалось, что вариант с Кошкой тоже будет интересным. К этому решению меня подтолкнул еще и тот фактор, что в оперной труппе НОВАТа есть обаятельнейшая Катя Морозова, которая замечательно осилила эту роль. С таким озорством, темпераментом... Она потрясающая в этой роли! Во втором составе у нас Евгений Козырев – он Кота играет просто феноменально!

8 Стародубцев.JPG

«Театр – это семья. И мы выступаем за то, чтобы наши спектакли всегда были семейными праздниками, дарили радость и нашим юным зрителям, и их родителям. Что как не детский спектакль провозглашает красоту и счастье от музыки и театра».

Главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев

Мы выбрали путь классического театра

В этом году впервые совместно с ЮНЕСКО провозглашен день Оперы. «Опера – это уникальный мир, уникальный вид искусства, самый современный, что бы там ни говорили. Самый яркий и музыкальный, – считает главный режиссер НОВАТа. – Ведь музыка – это единственное, что соединяет нас с небом, единственное, что напоминает нам о чем-то высшем. И мы не устаем сражаться за эту красоту».

– У детской оперы свои законы. Они бесконечны, как бесконечны само понятие красоты. С каждым спектаклем мы открываем для себя что-то новое, а заодно вспоминаем свое детство, – рассказывает Вячеслав Стародубцев. – Мы вспомнили детство с настольными играми, когда делали «Красную Шапочку», с раскрасками – в «Терем-Теремке». Мы вспомнили детство с книжками-раскладушками в «Коте в сапогах». Возвращение в детство – это нереальный праздник. Праздник, который может быть с тобой каждый день!

Сегодня нужно сражаться за детство, за классический фундаментальный театр, за классическую музыку и классические постановки, уверяет главный режиссер Новосибирского оперного.

0.JPG

– В России настал тот момент, когда все наелись интерпретаций. Я считаю, погрузиться во временной контекст истории с историческими костюмами и декорациями гораздо сложнее, нежели придумать современную концепцию. Я не модный режиссер – я режиссер классического репертуара. И я всегда буду сражаться за классический театр, за то, чтобы детский спектакль провозглашал истинные ценности добра, красоты, взаимопонимания…

Ребенка, пришедшего в театр, интересует не только сама картинка, но и музыка. Она едва ли не главный аспект всей составляющей оперного спектакля. Именно поэтому постановочная группа не сразу могла нащупать тему. По словам Вячеслава Стародубцева, прежде чем дать старт проекту «Детская опера», они очень долго искали начало, первую ласточку – «Терем-Теремок».

– Это очень известное произведение, но оно мало где идет, – поясняет главный режиссер. – И здорово, что российские театры уже возвращаются к этому названию. Но возвращаются по-разному. У каждого свой путь – мы выбрали путь классического театра. И его продолжили в спектакле «Кот в сапогах».

4.JPG

Главное – не противоречить музыке

Как известно, у современных детей несколько иные реалии, нежели были в нашем детстве. Уже не книжки-раскладушки, а смартфоны, планшеты. И постановочная группа, конечно же, учитывала эти нюансы при работе над спектаклем. Яркие видеопроекции, веерное освещение сцены, подмигивающие коты, составляющие основу декораций и другие замечательные придумки, приводящие в восторг зрителей! Без современного театра сегодня не обходится ни одна постановка, уверен Вячеслав Васильевич. «Если задуматься, классический театр тоже может быть современным. Просто нужно найти ту грань и баланс модерновой концепции, целесообразности и здравого смысла. На сцене возможно всё, если это талантливо и главное – если не противоречит музыке».

1.JPG

– Детских опер не так много. И «Кот в сапогах» – наш эксклюзивный материал. Дело в том, что изначально у Цезаря Кюи оркестровки не было – он ее просто не придумал. Сто лет назад опера шла по-другому. На сцене стояли два рояля, потому что само произведение было написано для двух роялей. Но это тоже было интересно. Оркестровку специально для нас написал замечательный новосибирский композитор Александр Юрьевич Абраменко, который много лет проработал аранжировщиком военного оркестра. Что касается самого названия, мы долго пребывали в сомнениях, но в конце концов решили, что не «Красная Шапочка», а именно «Кот в сапогах» достоин большой оркестровки. В этом произведении очень богатая фактура, да и в целом музыкальный материал более многосложный, нежели в «Красной Шапочке». Так что, сегодня у нас по сути состоялась мировая премьера...

«Сегодня мало кто пишет оперу. Все ушли в мюзикл, в музыкальный театр, в эстраду. А нам нужно было, чтобы это была всё-таки опера, приближенная к классическому пониманию этого жанра...».

Главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев

Детство клокочет внутри каждого из нас

Детский спектакль – сложнейшая часть репертуара любого театра. Над его составлением работают особенно тщательно. Ведь в детских спектаклях важно абсолютно всё!

6.JPG

– Я много где работаю, по работе сталкиваюсь со многими известнейшими замечательными художниками. Но так сложилось, что именно в Новосибирске я встретил настоящих профессионалов. Это художник-сценограф Тимур Гуляев, художник по костюмам Елена Олейник, художник видеоконтента Вадим Дуленко, хореограф Сергей Захарин... И вместе с ними мы завершаем уже четвертый проект, – рассказывает Вячеслав Стародубцев. – Мы стремимся, чтобы спектакли были разными, чтобы каждый новый был абсолютно непохож на предыдущий. И мы постараемся сохранить нашу постановочную команду для следующих проектов. Но самое главное – мы слышим друг друга, слышим, как детство клокочет внутри каждого из нас. Мы находим в себе силы, чтобы подольше оставаться детьми...

Кроме того, Новосибирский оперный запустил еще один музыкальный проект. Он будет проходить не только в малом зале, но и в фойе. НОВАТ-piccolo – это уроки и мастер-классы для маленьких новосибирцев. Ведь, как считают в театре, знакомство с музыкой начинается с песни еще в раннем детстве. Ну а первым занятием стал необычный урок пения. Нужно быть очень чутким, лучезарным и светлым композитором, чтобы своей музыкой дотронуться до детских сердец. Таким был Аркадий Островский, автор песен: «Пусть всегда будет солнце», «Солнечный круг», «Спят усталые игрушки». Его «Урок пения» – это увлекательное музыкальное приключение, в котором вместе с Алешей Почемучкой, щенком Чижиком и Буратино юных театралов учил пению самый необычный педагог – Кот.

4.JPG

– Благодаря этим проектам, – уверяет Вячеслав Стародубцев, – на сегодняшний день, если не считать театра Елены Ильиничны Сац, детский репертуар Новосибирского оперного не просто уникальный – он один из самых богатейших в России.

«Участие детей в детских спектаклях – это наша концепция проекта «Детская опера». Дети – детям – это ведь очень трогательно, не правда ли? Потрясающе, что у нас в театре есть такой феноменальный детский хор. Мне всегда очень приятно с ними работать. И при любой возможности я придумываю им роли, чтобы они выходили на сцену».

Главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев

...Яркие исторические костюмы, страшный Людоед и милашка-король, пушистый кролик и белая мышь, так напоминающие настоящих животных, Лев а-ля китайский огненный и гламурный Кот, на деле оказавшийся Кошкой... Таков новый детский музыкальный спектакль от НОВАТа.

5.JPG

– Очень хочется, чтобы в нашем театре было всё самое лучшее и самое красивое. «Терем-Теремок» стал первым нашим опытом, который мы посвятили детям. «Кот в сапогах» – уже четвертый спектакль. Мы любим всех наших зрителей – больших и маленьких, и хотим, чтобы дети стали поклонниками оперы, поклонниками театра, – сказал в заключение режиссер-постановщик.

Остается добавить, что следующий показ новой оперы для детей состоится 10 ноября.

7.JPG

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 79