Владимир Подгородинский: «Веселая вдова» преследует меня всю жизнь!»

Владимир Подгородинский: «Веселая вдова» преследует меня всю жизнь!»
23 Декабря 2020

В Музкоме состоялась премьера одной из лучших и блестящих оперетт Франца Легара

Завершающийся високосный 2020 год запомнился не только ковидом, экономическим коллапсом, экологическими катастрофами, поправками в Конституцию и пр. Музыкально театральный мир отметил ряд громких событий и знаменательных дат. В их числе – 150-летие со дня рождения замечательного венгерского композитора Франца Легара, автора знаменитой оперетты «Веселая вдова».

Ирония «легкого» жанра

«Королева всех оперетт» – так пишут критики о «Веселой вдове» композитора Франца Легара. «Веселый владыка» – так называют Легара заядлые театралы. Он раз за разом модернизировал свою «Вдову», а для себя создал... финансовую империю! А ведь поначалу взялся за жанр оперетты всего лишь в качестве компромисса. На самом деле молодой амбиционный композитор собирался творить в области чистой классики. Но после ряда неудач неожиданно для себя нашел удовлетворение в более легком жанре.

Легар утверждал, что до 32-х лет никогда не видел ни одной оперетты, пока не посмотрел премьеру своей собственной – «Венки». Те же, кто посещал маэстро дома в дни его творческого расцвета, видели рояль композитора, заваленный классическими партитурами, включая «Саломею» и «Электру». Ирония судьбы! Точнее – ирония легкого жанра.

Будь «Веселая вдова» написана сегодня, она могла бы претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса! К тому времени, когда Легар поставил последнюю точку в своей новой партитуре, оперетта уже прочно утвердилась на театральных подмостках. Но именно «Вдове» суждено было сделать этот жанр глобальным событием. Премьера на сцене венского театра «Ан дер Вин» состоялась в 1905 году. Успех был грандиозным: в течение трех с половиной лет «Веселая вдова» перевалила за отметку более чем 18 тысяч спектаклей по всему миру! Ей рукоплескали в США, Японии, Латинской Америке. А спустя 20 лет аудитория уже насчитывала миллионы. И еще до того, как в кино пришел звук, четыре киноверсии оперетты вышли на экран.

1.JPG

«Несмотря на гротескность и сатирическую составляющую, у меня нет отрицательных персонажей. Поступки классических положительных героев порой вызывают недоумение, а тех, кого традиционно считают отрицательными, – смех зрительного зала. Я ко всем своим отношусь с любовью, у меня превалирует доброе начало...». 

Режиссер-постановщик Владимир Подгородинский

Во всём красивый спектакль

Этот материал любят постановщики, причисляя «Веселую вдову» к топовой пятерке классики жанра. Любят артисты, которым по вкусу галерея образов и богатый вокальный материал. И зрители – за кокетство и нарядность самой оперетты. Что уж говорить, если только в столице Сибири театралы говорят о четырех... нет, уже о пяти – постановках бессмертного творения Легара!

Первая новосибирская премьера «Веселой вдовы» состоялась сразу после открытия театра, в ноябре 1960 года: ее режиссером был Михаил Дотлибов. Через двадцать лет этот спектакль поставил Анатолий Мовчан. В 2003 году к истории Ганны Главари и ее миллионов обратилась Элеонора Титкова, а в 2012 году спектакль поставил режиссер Александр Лебедев.

4.jpg

Либретто нового спектакля, за постановку которого взялся санкт-петербургский режиссер Влдимир Подгородинский, было написано московским драматургом Сергеем Плотовым специально для Новосибирского музыкального театра. Оставив лишние словесные реверансы прошлому веку, он сделал сюжетную драматургию более динамичной: теперь действие разворачивается на протяжении двух актов, вместо классических трех, а стиль речи персонажей стал современнее и ближе сегодняшнему дню. При этом сами события не претерпели каких-либо особых изменений.

7.JPG

Эта история стара, как мир, но только в калейдоскопе людей и характеров разноликого Парижа она превращается в мелодраму со счастливым концом. Итак, некое небольшое княжество страдает от долгов и безденежья. Его посол в Париже узнает, что одна из богатейших фамилий потеряла главу семьи – молодая вдова Ганна Главари стала единственной наследницей огромного состояния. Если она выйдет замуж за иностранца, миллионы навсегда уплывут за границу. В планах посла барона Зетты – женить на Ганне секретаря посольства графа Данило, известного сердцееда и покорителя женских сердец. На специально организованном в честь приезда молодой вдовы балу и состоялась эта встреча: она – обладательница немыслимого состояния, он – почти неимущий, слегка циничный, прожигающий жизнь в парижских кабачках, но сохранивший гордость и честность. Быть заподозренным в любви по расчету для него невыносимо. И граф, пренебрегая долгом перед отечеством, прячет свою любовь, не позволяет Ганне даже догадаться о ней. А признается в своих чувствах только после того, как узнает об условиях завещания: если молодая вдова выйдет замуж, то потеряет все свои миллионы...

– Бродвейским мелодиям в нашем театре иногда приходится уступать место музыке опереточных композиторов, – говорит директор, художественный руководитель театра Леонид Кипнис. – Наш новый спектакль «Веселая вдова» обещает быть красивым. Красивым во всём – в музыке, в сценографии, в костюмах. Наконец, в том, как поют, играют и танцуют наши замечательные артисты!

6.JPG

Над спектаклем работали: режиссер-постановщик Владимир Подгородинский; дирижер-постановщик Александр Новиков; художник-постановщик Елена Вершинина; хореограф-постановщик Антон Дорофеев; художник по свету Денис Солнцев; хормейстер-постановщик Александр Соболев.

«В моем спектакле уживаются два разных театра: театр бурлеска и театр лирико-психологический. Вторая линия – это Ганна и Данило, а линия бурлеска – мир Зетты. На фоне развивающегося огненного шара мира Зетты возникает такая фантастическая и очень искренняя любовь...».

Режиссер-постановщик Владимир Подгородинский

Творил с ощущением праздника

Гость нашего номера – заслуженный деятель искусств России, режиссер Владимир Подгородинский, известный своими постановками «Юнона и Авось», «Ромео и Джульетта», «Иисус Христос – суперзвезда» в Санкт-Петербургском театре «Рок-опера», художественным руководителем которого является, – поделился мыслями о новом спектакле на старую тему, порадовал своим оптимизмом и поздравил всех с Новым годом!

Как вам кажется, эта история, написанная Анри Мельяком более чем полтора века назад, сегодня актуальна?

Это великое произведение, мировой шлягер, я считаю, гениальное творение. И то, что сюжет Анри Мельяка злободневен и сегодня, даже не сомневайтесь! Тема альфонсов, тема денег, на которых можно жениться, тема бескорыстной любви, которой становится всё меньше и меньше... Здесь есть всё, что присуще современности!

«Марицу» вы ставили в первый раз в жизни у нас, в Новосибирске. Неужели и «Веселая вдова» – первая?

– Вовсе нет. «Веселая вдова» – уже четвертая. Она меня преследует всю жизнь! (смеется). – Впервые я ее поставил в Одессе в 1998 году, в 2002-м – в Кемерово, потом в Уфе – это был 2011 год. И вот сейчас премьера в Новосибирске. Помню, в Уфе была любопытная постановка – ее назвали «Рождественская Вдова». Потому что действие первого акта происходило в заснеженном Париже и Ганна выезжала на санях. А второй акт был в Тропиках – в гостях у Ганны.

3.jpg

Но и эта постановка предвосхищает Новый год, так мне показалось...

– Правильно показалось (смеется). Мы знали, что премьера пройдет в предновогодние дни и работали над спектаклем в предвкушении праздника, в ожидании Нового года, в ожидании чуда... В свое время, в 1922 году, Евгений Вахтангов придумал спектакль «Принцесса Турандот», который стал родоначальником нового театрального течения – Театр-праздник! Я очень хотел вынести на сцену Театр-праздник – со всеми его тонкостями и акцентами.

Помнится, четыре года назад, накануне премьерного показа «Марицы», вы признались, что вас манит жанр рок-оперы... Мечты сбываются?

– Обязательно! Я поставил в Санкт-Петербурге рок-оперу «Леди Гамильтон». Премьера прошла в феврале 2019 года. Это был частный проект, очень серьезная работа совместно со Степаном Зограбяном и Ольгой Резниченко, с великолепной музыкой Ириной Долговой. В спектакле принимают участие ведущие артисты музыкальных театров Санкт-Петербурга и Москвы, в том числе санкт-петербургской «Рок-оперы». Чуть раньше, в 2016 году, рок-опера «Моисей» по «Ветхому завету» вышла на сцене Одесского академического театра музыкальной комедии. Мы возили этот спектакль в Израиль, специально для этих гастролей привлекли к постановке израильских авторов и актеров. Прекрасная музыка, сильное либретто, огромный успех...

2.JPG

Поздравляю вас, друзья, с Новым годом. Желаю, чтобы всё было так, как вы хотите. Чтобы все были счастливы и здоровы, чтобы в жизни присутствовали радость и надежда. И главное – не унывать!

Ваш Владимир Подгородинский

Високосный 2020-й подходит к концу. Что ждете от Нового года?

– Большинство моих коллег утверждают, что уходящий год очень трудный, напряженный, мол, осталось чуть-чуть потерпеть – и всё закончится... Конечно, у каждого из нас свои обстоятельства, но лично для меня этот год был весьма продуктивным в творческом плане. Представьте: Новосибирск – пятый город, где я ставлю спектакль! Два в Одессе, затем Хабаровск, Омск... То есть, театры живут и работают. И если философски относиться ко всем трудностям, жизнь не будет казаться такой уж мрачной. Ведь война не только убивает, она еще и поднимает, и вдохновляет. У нас ведь сейчас идет своеобразная война – с вирусом. А значит, нужно быть стойким, сильным. Надо стремиться преодолевать трудности. Я границу с Украиной пешком переходил 5 мая – когда было прекращено транспортное сообщение между странами. А у меня в Одессе постановочный процесс в разгаре! Куда тут жаловаться и плакаться? Сумку собрал – и вперед. Надо жить, трудиться, надо воевать за театр!

8.JPG

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 360