Миры Владимира Сорокина

Миры Владимира Сорокина
23 Октября 2019

Кинотеатр «Победа» дал старт Всероссийскому прокату документального фильма «СОРОКИН ТРИП»

На российские экраны вышел «Сорокин трип» – первый документальный фильм о жизни Владимира Сорокина. Один из авторов идеи, российский журналист и телеведущий, лауреат премии «ТЭФИ» за лучший документальный проект Антон Желнов представил новую картину в Новосибирске. На встрече с представителями СМИ он рассказал о том, как шла работа над ДОКом, удалось ли показать в фильме Сорокина-человека, а не Сорокина-писателя и почему автор «Нормы» и «Дня опричника» достоин звания «самый значительный русский писатель современности».

Нетрадиционная документалистика

Антон Желнов –  профессиональный журналист, мастер интервью и репортажей. В этот раз ему удалось представить зрителям нетрадиционное документальное кино – фильм-портрет.

– Есть несколько видов документального кино, – рассказывает он. Например, фильм-наблюдение – это репортажная история: рассказ о войне или о протестных митингах. Здесь не нужно выезжать на съемку в составе большой киногруппы. Есть фильмы-хроники, в которых главный упор делается на монтаж. Фильм-портрет – совсем другая история. Более художественная, потому что вы снимаете фильм не про события, когда нужно быть мобильным и иметь в первую очередь быстрые ноги. Здесь больше вопросов к качеству кадров. Чтобы подать в выгодном свете героя, нужны операторы, осветители, гримеры. Здесь с точки зрения постановки больше художественных элементов...

Документальное кино в России слабо развито и медленнее развивается, нежели на Западе, считает Антон. Да, у нас есть режиссеры – талантливые, профессиональные, которые могут снимать отличное документальное кино. Но очень мало ресурсов.

– Нам бы хотелось повлиять на этот процесс. Я лично считаю, что в Доке художественный, образный элемент просто необходим. Ведь Док – это художественное переосмысление настоящего. Эту образность мы и постарались привнести в картину. Чтобы на выходе получить не просто документальную журналистику, киностраничку Википедии, а качественный художественный рассказ про неординарную личность современности...

«Готовясь к съемкам, мы встречались с разными людьми. Все они рассказывали о Сорокине. О том, что он человек невероятно благородных манер, такой гармоничной уравновешенности по отношению к миру, людям, к собеседнику. В процессе съемок я понял, что имеется в виду. При всей провокативности или трансгрессии его прозы сам Сорокин как человек – существо абсолютно классических пропорций по внутреннему строю своей души. И это временами вызывает у меня прямо эстетический восторг».

Соавтор фильма «Сорокин трип» Юрий Сапрыкин

Дружеская атмосфера

Это довольно амбициозная затея – снимать не просто документальный фильм, а путешествие по сознанию писателя Владимира Сорокина. О том, как возникла идея, знакомила ли съемочная группа своего героя с тем, что именно собиралась снимать, и как помогал писатель киношникам в этом путешествии, рассказывает автор картины.

– Безусловно, мы знакомили Владимира Георгиевича с нашими планами. Ведь они подразумевали, в том числе, выездные съемки на натуру. Мы ее вместе обсуждали, осваивали. Смотрели, какой взять ракурс, какой эпизод ляжет органичнее, какой монолог или диалог здесь будет более уместен. У нас есть съемки и на вокзале в Берлине, и в Москве на Воробьевых горах. Географический диапазон огромен. Но в каждом случае мы стремились к тому, чтобы, отталкиваясь от главного героя, натура всё же оставалась вторичной.

Сложности съемок определяет и сам жанр – фильм-портрет, как обозначили его создатели картины. Ведь если герой живой и здравствует – снимать кино одновременно и легче, и тяжелее, уверяет Антон Желнов.

С1.JPG

– Тяжелее потому, что ты должен попасть в соответствие и со своим героем, и с местом съемки, которое предлагаешь. И чтобы всё это не сводилось к формату – «бойцы вспоминают минувшие дни»: здесь я жил, здесь отдыхал, здесь родился, а здесь крестился. Банальное перечисление нас не устраивало. Оно никому не нужно. Прием хотя понятный и распространенный в документальном кино, но не в случае с Сорокиным. Он человек изысканный. Да и нам было интереснее сделать нечто посложнее, чем фильм-воспоминания. Всё это обсуждалось. От чего-то Сорокин отказывался, куда-то нам так и не удалось вместе выехать. А хотелось. Но в целом он идеи поддерживал, и что важно – в какой-то момент полностью доверился команде. У нас сложилась дружеская атмосфера общения, душевные отношения на съемках и вне съемок. Немножко мы стали добрыми друзьями. Это очень важно, когда делаешь такой интимный продукт. Именно в этом аспекте документальный жанр сложнее, нежели художественный. Потому что постоянно идет притирка между героем и съемочной группой.

«То, что у нас получилось, не классическая биография, а трип – путешествие по сознанию, по мирам Владимира Сорокина. Детство, юность, мотивы, которые побуждали к написанию книг истории, как рождались его произведения. От ЖЗЛ мы ушли, потому что книги еще пишутся, выходят большими тиражами, и подводить жизненные итоги автора пока рано...».

Соавтор фильма «Сорокин трип» Антон Желнов

Немножко похулиганили

Владимир Сорокин – человек, взорвавший изнутри советскую литературную традицию и выстроивший на ее обломках собственный мир. Автор «Нормы», «Голубого сала», «Дня опричника» и «Теллурии», концептуалист, разрушитель устоев, сатирик, мистик, пророк... Отсюда и слоган – «Самый значительный русский писатель современности». «Слоган – это всегда кричалка, ярлык, – поясняет Антон Желнов. – Ведь как-то нужно было привлечь внимание к фильму. И чтобы те, кто не читал произведений Сорокина, заинтересовались его личностью и всё же прочитали его книги».


– Тем не менее мы не обманываем зрителя – считаем, что в целом это слоган соответствует масштабу писателя, – рассуждает Антон. – Да, мы немножко похулиганили, создав собственное видение. Но сказать, что это не так, тоже нельзя. Потому что Владимир Сорокин на самом деле один из самых значительных и интересных писателей современности. Он взорвал время – сначала расправился с «совком», потом вскрыл весь вектор опричнины, которая благополучно процветает в нашей стране. Он написал «Теллурию» – с ее пятьюдесятью главами, похожими на раздробленность мира, который существует сегодня на планете Земля. Сорокин, безусловно, политичен. Не по-журналистски политичен – по-писательски. Чувствует, извлекает какие-то глубинные слои, и с этой тектоникой работает. И уже поэтому он значителен. Кроме того, он многое предугадал, многое предвидел, наметил. Нет, я не считаю его пророком. Потому что «День опричника» был написан в 2006 году, но опричнина как явление проявлялась уже в начале 2000-х. Он просто увидел эту тенденцию и зафиксировал ее, дал развитие на перспективу. Уже поэтому он важен для России. Даже политологи на него ссылаются, когда пишут свои аналитические тексты. Так что наш слоган – это вовсе не преувеличение значимости нашего героя.

Человек, который съел...

Хулиганство съемочной группы, по словам автора картины, проявилось и в создании необычной – эпатажной – афиши к фильму. Ее автор – дизайнер Юрий Степанцев. «На самом деле афиша очень понятная, – рассказывает Антон Желнов. – Некоторые называют Сорокина писателем, который съел советскую соцреалистическую литературу. Поломал ее, съел, пережевал и выплюнул».

С2.JPG

– Вообще наш герой очень физиологичен. В его книгах встречается много описаний еды, тела, процессов... – всего того, что связано с физикой человека. Он очень телесен. И нам показалось, что эти палочки, цепляющие буквы, отражают в некоторой степени характер самого Сорокина. Кстати, это реальный кадр кинохроники из японского ресторана, а не нарисованный кадр. Поймали мы Сорокина, когда в японском ресторане в Берлине он ел суши. Юрий тогда пошутил, что с таким неуловимым удовольствием, он, как суши, может сжевать буквы своей фамилии. Идея понравилась абсолютно всем, включая Владимира Георгиевича и его семью. Решили: такой афише быть. Кроме того, здесь есть отсылка и к одному из самых интересных произведений Владимира Георгиевича – «Манараге». Кто не читал – прочтет, всё поймет и согласится с нами, – уверен автор фильма.

В спальню не рвались

Насколько при создании фильма удалось выйти за рамки Сорокинского мифа – за рамки слов писателя о самом себе? Ведь не секрет, что знаменитости о себе всю правду не скажут: что-то приукрасят, где-то прихвастнут. «Мы поставили задачу – максимально беспристрастно рассказать о человеке, независимо от представления его о самом себе», – рассказывает Антон.

С4.jpg

– Такую задачу ставит пред собой любой режиссер – выйти за рамки, взломать какой-то шаблон. Это часть нашей профессии – вскрывать и заявлять. Но с другой стороны, если ты работаешь с живым героем, в какой-то такая задача отходит момент на второй план, потому что ты понимаешь, что тебе человек может дать ровно столько, сколько он может. И подглядывать в замочную скважину было бы неверно. Да мы бы и не стали этого делать. Это в кино запрещенный прием. Если бы мы делали стандартный фильм-расследование, мы бы к нему, безусловно, прибегли. Установили бы камеры в разных местах, устроили бы видеонаблюдение… Этого не было. Мы проговаривали, что снимать и где, и в спальню не рвались. Конечно, некоторые зоны своей души Сорокин тщательно охраняет. В фильме он вскользь говорит, что жалеет о каких-то совершенных поступках, но не уточняет, о чем речь. Он об этом упомянул в Берлине. В Москве мы его догнали с вопросом – о чем именно речь? Он ответил: «Нет, не кажу, на то это и жалость, и сожаление, чтобы об этом не распространяться». Ну и мы в душе не лезли. Сорокин чувствует границы и не допускает больше, чем могло быть. А мы старались эти границы не нарушать.

«Играет ли наш герой в самого себя? Нет, не играет – он и в жизни такой, как на экране. И всегда таким был. Так что, этот фильм – не супероткровение Сорокина, когда он рвет рубаху на груди и плачет, бьется в признаниях. Он закрытый человек, и иллюзией было бы полагать, что он на камеру начнет откровенничать. Он равен себе. Впрочем, полностью человек никогда не раскроется. Перед самим собой – очень редко, не говоря уж о кинокамере. Тем не менее я считаю, что получился довольно объективный портрет писателя...». 

Соавтор фильма «Сорокин трип» Антон Желнов

Авторская рука

Антон Желнов рассказал, что название картины «Сорокин трип» пришло к нему внезапно – это было озарением свыше. И чтобы проверить, так или не так оно звучит, позвонил Юре Сапрыкину, другу и соавтору картины, поскольку у того очень чуткое, гениальное, ухо. Юрий сказал: «Так!».

– До этого пробовали всё, но ни одно название не зашло. Мы понимали, что фильм должен быть как путешествие, где нет границ между Берлином и Москвой, квартирой и дачей, снегом и осенней сизостью, типичной для Европы. Мы хотели показать эту безграничность, которая есть в творчестве Сорокина. Обозначить ее емко. Это название наиболее точно отразило то, что мы хотели сказать. Поскольку это не классическая биография, а именно трип по лабиринтам сознания.

С5.jpg

При этом Антон признался, что поначалу даже не вспомнил, что у самого Сорокина есть пьеса «Достоевский трип», и рассказал, в чем конкретно проявилась его «авторская рука»!

– Авторская рука – в придумывании всего проекта, плюс – в его продюсировании. Нужно было договориться с рекламщиками и прокатчиками… Это некое организационное действие, без которого рождение фильма не произойдет. Авторство заключается в наборе команды и в сценарии – первоначальном и окончательном, на основе которого начинается монтаж. В контроле всех процессов и сведении их воедино... Наконец, в общении с самим Сорокиным. Мы мысленно придумывали, мысленно проговаривали диалоги. В кадре нет наших голосов, тем не менее, это работа, сотканная из огромного количества проведенных с них дней. Это интервью длиной в два часа. Задача была – обсудить идею, утвердить, придумать вопросы, реализовать их в монолог. Выстроить весь драматургический ряд. И всё это должно было совпасть с идеями и концепцией героя – каким он видит будущий фильм о самом себе. Это очень командная история. Впрочем, любое кино – командный продукт. Ведь кино – это не то, что снято, а то, что вышло на экраны...

С3.jpg

«Я лично не приемлю деление на документальный и художественный фильм. Главное для меня – интересно это или не интересно, получилась красивая история или нет. В хорошем документальном кино тоже есть элементы художественные, сложные, постановочные. Кроме того, если у вас на площадке десяток человек, а не пара операторов, которые просто наблюдают за героем, то уже можно говорить, что жанр продукта не чисто документальный...».

Соавтор фильма «Сорокин трип» Антон Желнов

Остается добавить, что спустя какое-то время после окончания проката фильм появится на онлайн-платформе Nonfiction.film. Так что к Новому 2020 году все желающие, кто не успел посмотреть фильм на большом экране, смогут с ним ознакомиться онлайн.

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 401