Тимур Насиров: «У нас в России День дурака никогда не заканчивается...»

Тимур Насиров: «У нас в России День дурака никогда не заканчивается...»
24 Апреля 2019

20 и 21 апреля на Большой сцене Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел» состоялась премьера трагифарса «Шут Балакирев» по пьесе Григория Горина. Спектакль стал первой масштабной премьерой театра в 2019 году – работа над ним началась почти полгода назад, но к активным ежедневным репетициям труппа приступила только в феврале. Это второй творческий опыт режиссера Тимура Насирова в «Красном факеле» – после детской музыкальной сказки «Чиполлино».

Тот самый Балакирев

«Шут Балакирев» – последняя пьеса известного писателя и драматурга Григория Горина. Случилось так, что автор дописывал текст буквально за несколько часов до своего ухода из жизни. Ее сюжетные коллизии основаны на событиях петровской эпохи, среди действующих лиц – реальные деятели русской истории: Петр I, императрица Екатерина Алексеевна, князь Меньшиков, граф Ягужинский... Драматург с легкостью и абсолютной свободой оживляет знаменитых персонажей, принадлежащих уже, скорее, культуре, нежели истории...

Горин пишет такие пьесы, что приукрашать их не имеет смысла, считает Тимур Насиров. Поэтому спектакль полностью следует тексту, который, по мнению режиссера, сам является главным действующим лицом и не нуждается в трансформациях или искажениях. Юмор здесь мастерски переплетается с лирическими диалогами, а фарсовые сцены сменяются драматическими эпизодами,

Сценография спектакля, придуманная художником Александром Моховым, напрямую связана со смысловыми акцентами. Так, центральной частью декорации является огромный камень, который отсылает нас, зрителей, к постаменту Медного всадника – памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Что вовсе не удивительно, ведь в основу истории о шуте Иване Балакиреве положены документальные факты, и действуют в спектакле лица известные... Итак, император доживает свои последние дни, Екатерина всходит на трон, Меншиков с Ягужинским пытаются отжать власть друг у друга... Спектакль зрителем воспринимается как исторический. Только он об истории не петровской, а нашей – может, вчерашней или даже завтрашней? Однако, совсем иное мнение у режиссера Тимура Насирова.

– Вильям Шекспир писал свои исторические хроники, к истории никакого отношения не имеющие. При этом использовал исторические фигуры. Становятся хроники от этого хуже? Нет. Так и у нас. Скажу больше: Горин в перечне действующих лиц указывает: не Петр I, а Петр Алексеевич Романов. Подчеркивая тем самым, что это – вовсе не история...

ТН.JPG

В постановке занята большая часть труппы «Красного факела» – заслуженные артисты РФ Владимир Лемешонок, Андрей Черных, Виктория Левченко, Елена Жданова, Татьяна Классина. Среднее поколение, которое уже сформировалось в ведущих артистов театра – Павел Поляков, Константин Телегин, Сергей Богомолов, Георгий Болонев... И молодой состав, включающий в том числе дебютантов последних двух сезонов – Екатерина Макарова, Анастасия Корсенко, Егор Овечкин...

– Пьеса предоставляет огромное поле работы для актера вне зависимости от назначенной роли – каждый персонаж прописан Гориным ярко, полновесно, каждый в этой истории играет свою значимую роль, – считает режиссер-постановщик.

Иван Балакирев – пожалуй, самый знаменитый из всех русских шутов. Будучи любимцем Петра Великого, несдержанный Балакирев все-таки умудрился попасть в опалу и очутился в ссылке. Впрочем, знаменитому шуту удалось не только пережить первого русского императора, но и уцелеть во времена дворцовых переворотов. Окончил свои дни знаменитый потешник в богатстве и почете. В XIX веке его оригинальное собрание анекдотов издавалось более 70 раз.

Ах, вот в чем вопрос!

Быть или не быть? А если быть – то как? Кому передать власть – вопрос для России равнозначный извечному шекспировскому «Быть или не быть». У Тимура Насирова гонки по линии актуальности не самое главное. А потому острее, глубже, сильнее в спектакле звучат горинские темы, взятые вне сегодняшнего контекста – и человеческие, и политические. Главная мука российского царя, от которой он даже на том свете страдает головной болью, в том, что империю то он создал, но как ей управлять, подданных не научил. Не умеют они справиться с этой диковинной машиной – государством, вот и разваливается оно, трещит, как рассохшиеся половицы.

ТН1.JPG

В спектакле Петр I, императрица Екатерина Алексеевна, князь Александр Меншиков, граф Павел Ягужинский – Петруша, Катя, Саша, Паша... Люди, власть имущие и приближенные к ней с акцентом на первом слове – «люди». Которые обуреваемы теми же страстями, что и шуты, говорящие без повелительного пафоса, но с душевным надрывом, выглядящие не как исторические фигуры, а как личности, коим зритель сопереживает без остановки...

Шут Балакирев в современности – это любой человек, попавший в коридоры власти. Журналист, секретарь, человек, которого в случае чего можно обвинить в чем угодно, повестить на него всех собак. Это человек, которого можно сделать виноватым за все ошибки руководства. Человек умный, но бесхитростный – не умеющий свой ум правильно применить...

Режиссер Тимур Насиров

Слуга всех господ

...Жил парень, ему очень нравилось пасти коров и играть на дудке. Только всё у него выходило наперекосяк: коровы разбегались, да и на дудке как-то не получалось. Потом он стал солдатом, потом шутом, наконец, секретарем императрицы. А потом за всё это посадили в тюрьму. Там побили, попытали, а через год выпустили. И заставили работать на разных людей. Причем одновременно. Он понял, что жить так не может, подставился под шальную пулю и умер. Но нет – и тут не повезло: пришлось возвращаться с того света на этот... Таково краткое содержание пьесы Григория Горина в переложении режиссера Тимура Насирова.

ТН2.JPG

– Тимур, вы много ставите, много читаете. Чему отдаете предпочтение: классике или современной литературе?

– Литературе вообще. Видите ли, не совсем корректно делить литературу на классику и всё остальное. Она бывает либо литературой либо не литературой.

– «Шут Балакирев или придворная комедия» – ваша вторая работа в «Красном факеле». Почему выбор пал именно на это произведение?

– Я очень люблю Григория Горина. Я его ставил дважды и дважды – с большим удовольствием. Горин всегда писал трагикомедии или трагифарсы. И хотя пьеса «Шут Балакирев» тоже обозначена как трагифарс, все-таки в ней получилось больше траги, нежели фарса.

– А много ли вам как режиссеру остается в горинском тексте?

– Свободы, вы имеете в виду? Очень много! Это уникальный автор. Автор, который абсолютно театральный. Он знает, что артисту нужно играть, и как ему нужно играть. Знает, что зрителю нужно слушать и слышать. Он очень точно понимает, где нужно добавить слезу, а где, наоборот – охладить пыл. Замечательный автор. Я считаю, других таких у нас нет.

– Мы знаем постановку «Шута Балакирева» Марка Захарова. В его спектакле играли гениальные актеры!

– Я думаю, краснофакельцы не менее гениальны. И вот по какой причине. Они еще только начинают понимать, насколько они гениальны. А захаровские артисты уже знали об этом. Вообще, у вас удивительная труппа! Пьеса наделась на нее, как перчатка на руку – даже маленькие роли выглядят замечательно.

ТН4.JPG

– Вы затронули тему артистов. С выбором главного героя были сомнения?

– Нет! Сразу было понятно, что это Сергей Богомолов. Знаете, часто бывает так, что уже выбрали название, ты приезжаешь в театр, а артистов, нужных тебе под эту пьесу, нет. Просто они другие. Тут либо меняешь название, либо меняешь пьесу изнутри, либо – свое отношение к этой пьесе.

– По какому принципу вы работаете с актерами? По принципу «так считает режиссер» или у вас совместное творчество с артистами?

– Лучше всего, конечно, получается, когда возникает сотрудничество. Режиссер предлагает, но если предложение артиста лучше, то я с радостью его приму. Сотрудничество – это когда каждый работает на то, чтобы придумать что-то интересное. Если получается – замечательно! Но решающее слово всё равно должно оставаться за режиссером.

– Сегодня вам стоя аплодировал зал. А каков ваш идеальный зритель и важен ли он для вашей работы?

– В последние года три я очень люблю толкаться среди публики, которая пришла на мой спектакль. И у меня у самого возникает вопрос – какой же зритель мне нравится? И я сам не могу на него ответить. Наверное, потому что до конца не понимаю, почему люди сегодня пришли в театр? Почему именно на это спектакль?

– Что касается жанра: на спектакле мы будем больше грустить или смеяться?

– Я очень надеюсь, что это будет смешно. Проблема заключается в том, что комедию, а тем более фарс, репетировать без зрителей очень тяжело. Нужно всё время проверять, смешно или нет. И с сегодняшней премьеры эта работа только начнется…

– В пьесе затрагивается несколько тем: человек и обстоятельства, истинное лицо и маска, разочарование и, как следствие – подведение жизненных итогов. О чем ваша постановка?

ТН3.JPG

– Я бы повременил с ответом на этот вопрос. Возможно, на него должен ответить сам зритель. О чем спектакль – скорее всего, будет складываться в голове каждого зрителя в зависимости от его личного отношения к тому, что называется Россия.

– Ваш спектакль о политике?!

– Не совсем о политике. Речь идет о маленьком человеке, которого все кому не лень используют. А он всё терпит и терпит. До самого смертного часа. И спасения от этого нет. Никакого. По крайней мере, в нашей стране. Как говорил Горин, мы смеемся, а что нам еще остается делать?

– Поэтому лейтмотивом через все действие проходит День дурака?

У нас в России День дурака никогда не заканчивается…

В пьесе Григория Горина есть многое из того, чем богата русская литература: лирика, фарс и абсурд, маленькие человеки и государственные мужи. И мысль о том, что на Руси и шуту, и царю жить одинаково плохо. В спектакле Тимура Насирова есть много чего, за что любят и ценят Театр: действие, которое держит зрителя в напряжении, фразы, которые наверняка разойдутся на цитаты. И чудесные сцены, в которых есть что сыграть артистам. Браво, господа!

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 250