О войне расскажут куклы

О войне расскажут куклы
11 Марта 2020

Одна из немногих историй о военном времени со счастливым концом

В честь 75-летия Великой Победы Новосибирский областной театр кукол представил спектакль «Когда папа вернется с войны». Об одном дне из жизни маленького мальчика ребятам рассказали режиссер-постановщик из Омска Борис Саламчев, композитор из Абакана Игорь Окольников и новосибирский художник Александра Павлова.

– В юбилейный, победный год мы не могли пройти мимо темы Великой Отечественной войны, – говорит директор НОТК Юрий Горлатых. – И для нас было очень важно, поскольку мы всё же театр кукол, то есть, театр для детей, показать, что война – это очень страшное время, когда страдают не только взрослые, но и дети. Даже больше – дети. Тема спектакля необычна: войны вроде бы и нет, но она – рядом, она существует в шаге от нас... Мы очень хотим, чтобы нынешнее юное поколение поняло, какие страдания несет война, сколько за ней боли, горестей, одиночества...

Спектакль «Когда папа вернется с войны» – это попытка воплотить эмоциональное состояние пятилетнего ребенка, оставшегося в пустом доме. Что же для нас страшнее – эхо фронтовых боев, оживающих на экране зрительного зала в военной кинохронике, или мнимые страхи, затаившиеся в темных углах кукольного дома? От тишины звенит в ушах и реальность «плывет», теряя логику. Режиссер-постановщик Борис Саламчев так поясняет атмосферу, которую он разглядел в рассказе Андрея Платонова: «Война – это не только взрывы, огонь, крики, атаки… Война – это особое, страшное состояние Мира, Вселенной. Это звон воздуха, это шорохи, это далекий гул...».

1.JPG

«У меня не было задания от руководства театра – поставить именно этот спектакль. Я предложил название – и Юрий Александрович Горлатых согласился. Это советская классика, проза, которая отличается замечательным слогом. Мы не изменяли авторский текст, не адаптировали его – просто взяли один рассказ Андрея Платонова и перенесли на сцену. При этом сознательно изменили название истории, ведь у нас рассказ идет об одном дне, и в названии очень важно было сфокусировать на этом внимание...».

Режиссер-постановщик Борис Саламчев

«Мы росли на воспоминаниях о войне»

Литературной основой серьезного разговора о судьбах детей в самое страшное для человечества время послужил рассказ Андрея Платонова «Никита», опубликованный в 1945 году в журнале «Мурзилка». В нем рассказывается о пятилетнем мальчишке, который не был свидетелем боевых действий, но очень боится того, что чужие, которые прятались, когда рядом были мама и папа, выйдут на свет и займут его двор, его дом...

– Борис Михайлович, вы уже делали кукольные спектакли про войну? Или это первый подобный опыт?

– На сегодняшний день – это уже мой третий опыт. Ранее были «Возвращение», «Детство Никиты» – в Омском театре, и вот теперь – «Когда папа вернется с войны». Вскоре приступаю к работе над спектаклем «Белолапый» – это история о ленинградских кошках... 

– Нынешним ребятам очень важна тема Великой Отечественной войны: время идет, события тех лет постепенно стираются в памяти. А так не должно быть...

– Очень тревожно наблюдать, как с каждым годом всё больше и больше растет разрыв между детьми и взрослыми в восприятии войны. Помните, как было в нашем детстве? Мы росли на воспоминаниях о войне, идущих из «первых рук» – от фронтовиков, от дедушек, которые пришли с полей Великой Отечественной. Мы видели бодрых и здоровых победителей, мы еще помнили лица тех близких, которые погибли, защищая наш мир. Для нас война была вполне реальной. Сегодняшние дети воспринимают войну иначе – как дела давно минувших дней. Нет того накала воспоминаний, нет боли утрат. В этом спектакле мы постарались приблизиться к пониманию современного ребенка. Попытались по-другому рассказать о войне – современным, доступным языком. Ведь наш герой – ровесник ребятишек, сидящих в зале, и, нам кажется, это должно «зацепить» наших зрителей. Мы пробуем показать воочию, что война вносит изменения в жизнь любого ребенка и навсегда оставляет в его душе страшный след.

3.JPG

«Речь идет о мальчишке, родившемся в годы войны, и его восприятии окружающего мира. Больше всего он боится одиночества, а между тем все время вынужден находиться один. Бабушка и дедушка умерли. Отец на войне, мама постоянно на работе. Ужасы мерещатся ему везде. Даже под землей, когда он лежит и слушает, ему кажется, что оттуда кто-то хочет выкарабкаться, выйти. А в колодце таятся какие-то страшные существа, похожие на лягушек с большими ртами, а под забором змеи живут, а в комнате стол – бывший человек и петух – тоже бывший. И всё это оживает и оживляется для него. Мальчику хочется стать птичкой, паучком – кем угодно, только бы не Никитой, потому что Никите страшно…».

Режиссер-постановщик Борис Саламчев

– В вашем спектакле используются современные технологии. Это дань моде?

– Вовсе нет. С помощью техники мы можем использовать больше выразительных средств. Всего у нас задействованы три экрана, четыре проектора и пять артистов. Среди них – рассказчик, который является одной из центральных фигур в спектакле. Потому что мы изначально решили вести разговор не по сценам, последовательно, а акцентировать внимание на тех или иных событиях. Для этого и нужен был рассказчик.

2.JPG

– Который играет на баяне...

– Да. Баян, несколько песен военных лет еще до начала спектакля – словно прелюдия к главному действию... Зрители наполняют зал, актеры настраиваются сами и создают особую атмосферу. Это важно для того, чтобы дети успели адаптироваться, привыкнуть к серьезной теме. Наш спектакль не будет для них, как снег на голову. Они войдут в театр, увидят в фойе фотографии наших родных, которые воевали, а многие – погибли. Мы специально организуем выставку, чтобы тот Бессмертный полк, который ходит на параде 9 Мая, в сегодня был здесь, с нами, чтобы ребенок сразу почувствовал особую атмосферу нашего спектакля.

Галерея Победы

В год памяти и славы театр кукол организовал экспозицию, посвященную 75-летию Великой Победы. Галерея образов – героев этой Великой исторической эпохи, представлена на народной фотовыставке «Лица Победы». Экспозиция разместилась в фойе театра и будет работать до 10 мая. «Отправляйте в группу в контакте копии фотографий ваших родственников, тех, кто внес свой вклад в Великую Победу! Мы ждем ваших фотографий уже сегодня! Вместе с вами мы создадим фотоисторию, которая будет соединять наше прошлое и будущее!» – приглашает к участию в проекте всех желающих коллектив НОТК.

5.JPG

У выставки мы продолжили разговор с Борисом Михайловичем Саламчевым.

– Видите эти фотографии? Это – родственники сотрудников Новосибирского театра кукол – папы, мамы, бабушки, дедушки… Все они воевали, прошли славный путь воинов-освободителей. Такая же выставка организована у нас в Омске. Тема очень близкая для каждого русского человека, в том числе для меня. Мой родной дядя прошел всю Отечественную, потом воевал в Японии. Дед по материнской линии пришел домой с тяжелыми ранениями. В каждой семье есть свои герои. Это наша советская, российская тема... Вот и маленький Никита всю войну, считайте, жил один: отец на фронте, мать – в поле. Чтобы не было так страшно, он «оживляет» предметы, которые его окружают. Но затем и они начинают его пугать... Наконец мальчик понимает: это не предметы его пугают – это война... И всё исчезнет, как только папа вернется с войны, – поясняет режиссер-постановщик.

И этот день настал...

«Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Никита оробел и молчал.

– Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я-то помню тебя, умирал и помнил. Наверное, поэтому и выжил.

– Это твой отец домой пришел, Никитушка, – сказала мать и утерла передником слезы с лица…

Никита осмотрел отца – лицо его, руки, медаль на груди – и потрогал ясные пуговицы на его рубашке. – А ты опять не уйдешь от нас?

– Нет, — произнес отец. – Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...».

И под «Марш Славянки» в зал понеслись слова: «Мой папа пришел! Он будет с нами век вековать!..».

Одна из немногих историй о военном времени со счастливым концом...

Новая постановка непременно удивит вас оригинальностью сюжета. Композиционно сложное действие с использованием современных мультимедийных средств, в котором полноправными участниками являются самобытный язык Андрея Платонова, филигранная работа актеров с куклами и очень точно и образно подобранные военные кадры из кинофильмов и хроники нашего города, затронет струны вашей души. И вам обязательно захочется пересказать своим детям историю своей семьи военных лет. Ведь этот спектакль не только для ребят – он для семейного просмотра, поскольку пережить и обсудить представленное действие лучше с близкими и родными людьми...

4.JPG

Борис Саламчев. Режиссер-постановщик кукольных спектаклей.  Заслуженный деятель искусств России, лауреат национальной премии «Золотая Маска». Режиссером поставлено около 90 спектаклей в театрах кукол Омска, Абакана, Братска, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Нови-Сада (Сербия), Тамбова, Тары, Челябинска, Читы, Новосибирска. Спектакли Саламчева неоднократно становились лауреатами региональных, всероссийских и международных фестивалей, вошли в золотой фонд отечественного театра кукол. Свой творческий путь он начал артистом-кукловодом в Новосибирском областном театре кукол. Потом был режиссерский факультет ГИТИСа. С 1991-го Борис Саламчев – главный режиссер Омского театра куклы, актера, маски «Арлекин». В ТОП его работ, по мнению театральных критиков и искусствоведов, вошли как спектакли для детей, так и для взрослых. Среди них: «Серая шейка» (1988), «Сказка про Ваню» (1990), «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» (1996), «Русалочка» (1997), «Детство Никиты» (2005), «Кармен» Мериме» (2008), «Вий» (2009), «Золушка» (2017).

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 472