Новосибирск в оттенках светлого

Новосибирск в оттенках светлого
31 Июля 2019

О «Белом фестивале» рассказывает автор и идеолог проекта Алёна Болквадзе

«Белый фестиваль» стал красивой, светлой и элегантной летней традицией Новосибирской государственной филармонии. В этом году его концерты пройдут не только в Камерном зале филармонии, но и в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца. Три дня – с 8 по 10 августа, новосибирцев и гостей столицы Сибири ожидают Высокая классика, Белые премьеры, FASHION в белых тонах...

Музыка в белых тонах

Идея «Белого фестиваля» принадлежит нашей гостье – Алёне Болквадзе. А еще – Филармоническому камерному оркестру под управлением Алима Шахмаметьева. Пять лет назад коллектив провел единственный концерт, на котором оркестранты и дирижер были в белом. Формат оказался весьма успешным, и это положило начало новой традиции и новому летнему фестивалю в Новосибирске. «Идея буквально витала в воздухе. Ведь в воздухе всегда что-то такое витает», – улыбается Алёна Болквадзе.

– К сожалению, в это время года очень мало мероприятий, связанных с классической музыкой – концертов, фестивалей. Но потребность населения нашего прекрасного города слушать красивую музыку остается, несмотря на отпуска, дачи и прочие летние хлопоты. В Париже существует ежегодный фестиваль Nuit Blanche. В дни его проведения в парках, на улицах, площадях проходят концерты, выставки и инсталляции, город освещает праздничная иллюминация. Люди приходят в белых одеждах, берут с собой белый хлеб, белое вино и белый сыр... Nuit Blanche – это по-настоящему сказочное мероприятие! Исходя из этой идеи, мы и подумали: а не пригласить ли нашу публику прийти на концерт в белом и не попросить ли камерный оркестр выйти на сцену в белом. Идея всем очень понравилась. Теперь девушки из оркестра готовятся к фестивалю заранее, шьют красивые платья. Маэстро приобрел себе белый костюм одного из известных дизайнеров.....

БФ4.JPG

Сегодня «Белый фестиваль» – настоящая летняя сказка, когда над Новосибирском проплывают белые облака, и жители города приходят на концерты в белом. А на сцене артисты, тоже в ослепительно белом, играют очень светлую музыку – «в белых тонах». «Главное – чтобы это была классическая музыка», – считает Алёна Болквадзе.

Наверное, поэтому на концертах фестиваля звучит Моцарт и Бах... 

БФ1.jpg

Особенный шарм концертам придает неподражаемая атмосфера, когда артисты в белом, а уж маэстро белоснежен как никогда! Поддержать атмосферу фестиваля каждый год предлагают и слушателям: облачаться во все белое не обязательно, можно ограничиться аксессуаром или даже букетом, ведь именно белые цветы часто дарят в знак искреннего восхищения. «На Белом фестивале вы можете появиться в шляпе, панаме, кепке, берете, косынке, тюбетейке, короне, бескозырке, кокошнике... да хоть в ушанке, если вам не жарко. Но только не нарушайте дресс-код фестиваля – пусть на вас будет что-нибудь белое! – говорится в анонсе фестиваля. – И тогда нечто обворожительно светлое непременно появится в нашей жизни. Просто не следует этому сопротивляться – всё остальное случится само!»... 

Высокая классика

Филармонический камерный оркестр всегда собирает на своих премьерах полные залы, что говорит о высокой степени доверия зрителей. «Белый фестиваль» – не исключение. В этом году его открывает всемирно известный виолончелист Александр Князев. Перед новосибирской публикой он выступал десятки раз. Но 8 августа нас ждет необычная премьера: Александр Князев сыграет с оркестром два фортепианных концерта Моцарта. Меломаны впервые увидят музыканта за роялем.

– Это фантастический музыкант, многогранный мастер, способный не только восхищать, но изумлять и озадачивать, – говорит о нем Алёна Болквадзе. – Несколько лет назад он удивил всех тем, что решил освоить орган. Это практически нереально в зрелом возрасте, ведь обучению игры на органе учатся с 4-5 лет. Тем не менее, сегодня сложнейшие программы Александра, где он исполняет Баха, пользуются огромным успехом у зрителей...

Кроме того, Филармонический камерный оркестр представит публике два замечательных произведения: фрагменты баховских «Гольдберг-вариаций» в переложении для струнных и Одиннадцатый квартет Бетховена в оркестровке Малера... 

БФ3.jpg

Что ж, как и подобает «Белому фестивалю», он открывается классикой. Высокой классикой!

Инь и ян камерного вокала

Если первый концерт «Белого фестиваля» насыщен инструментальными красками, то второй вечер сделает акцент на голосе – программа «Белое и черное» адресована в первую очередь любителям вокального искусства. В ней мужской и женский вокал, словно инь и ян, будут дополнять и уравновешивать друг друга. С этой целью дирижер Алим Шахмаметьев пригласил к участию в фестивале солистку Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Веронику Токареву и солиста Северо-Кавказской государственной филармонии Сергея Майданова. «Сочетание меццо-сопрано и баритона – очень интересное и своеобразное», – считает Алёна Болквадзе.

Наряду с популярной классикой – ариями и увертюрами из опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», зрители услышат фрагменты менее известных партитур Моцарта: «Идоменей», «Милосердие Тита», а также освежат в памяти замечательные мелодии романсов, принадлежащих перу русских композиторов.

Инь и ян камерного вокала

Если первый концерт «Белого фестиваля» насыщен инструментальными красками, то второй вечер сделает акцент на голосе – программа «Белое и черное» адресована в первую очередь любителям вокального искусства. В ней мужской и женский вокал, словно инь и ян, будут дополнять и уравновешивать друг друга. С этой целью дирижер Алим Шахмаметьев пригласил к участию в фестивале солистку Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Веронику Токареву и солиста Северо-Кавказской государственной филармонии Сергея Майданова. «Сочетание меццо-сопрано и баритона – очень интересное и своеобразное», – считает Алёна Болквадзе.

Наряду с популярной классикой – ариями и увертюрами из опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», зрители услышат фрагменты менее известных партитур Моцарта: «Идоменей», «Милосердие Тита», а также освежат в памяти замечательные мелодии романсов, принадлежащих перу русских композиторов.

Другие миры

Кого больше привлечет заключительная концертная программа «Белого фестиваля» – знатоков и поклонников моды или тонких ценителей музыкального искусства? В субботу, 10 августа, уникальный проект Камерного оркестра выйдет за рамки традиционных филармонических программ: вечер подарит публике две абсолютно различные акции, контрастно оттеняющие и гармонично дополняющие друг друга. Фэшн-ивент под названием «В поисках красоты. Листья – живописные полотна» – демонстрация моделей одежды в новом китайском стиле от известного дизайнера Е Шуфан, пройдет при поддержке Института Конфуция НГУ. В этом показе будут участвовать артисты Филармонического камерного оркестра, студенты, а также известная китайская модель Ань Чжисюань Зрители увидят сказочную коллекцию одежды из натурального шелка с вышивками ручной работы. Коллекции соединяют в себе Запад и Восток, разворачивают перед глазами зрителя поэтические картины: «в жару веера подобны облакам, а разноцветные юбки красавиц, словно бабочки на траве». Идеи этой коллекции – горы и воды, цветы и птицы, луна в ночном небе и зеленый тростник – дизайнер почерпнула в сюжетах традиционной китайской живописи. Тонко пользуясь стилизованным монохромным принтом, особенностями национальной вышивки, она оригинально соединила их с современными модными тенденциями», – говорится в релизе фестиваля... 

– Идею показа навеяло сотрудничество с институтом Конфуция НГУ, который активно пропагандирует культуру Китая, – рассказывает Алёна Болквадзе. – Мы давно дружим с этой страной, но только в этом году появилась возможность приезда в Новосибирск Е Шуфан, а у нас – желание представить ее творчество в рамках «Белого фестиваля». Так что закрытие фестиваля мы посвящаем такому экстравагантному сотрудничеству. Надеемся, зрителям всё понравится...

БФ2.jpg

Как отметила Алёна Болквадзе, несмотря на то что в Китае белый цвет считается траурным, дизайнер согласилась провести показ. Правда, с единственной просьбой – чтобы на сцене не было белых цветов.

Во второй части концерта прозвучит российская премьера Гии Канчели. «Night Prayers». «Ночные молитвы» – редкий случай в творчестве выдающегося грузинского композитора – существуют в трех различных версиях. Первая из них – для струнного квартета, но есть еще два оркестровых варианта – с солирующим саксофоном и солирующим кларнетом. В этот раз «Ночные молитвы» прозвучат с солирующим саксофоном в интерпретации Евгения Новикова и Филармонического камерного оркестра.

«Гия Канчели обладает своей неповторимой, пронзительной интонацией, высказывая свое, сокровенное. У него особая музыка. Впечатление от соприкосновения с его творениями остаются в памяти надолго. Композитор помогает и нам задуматься о вечном: философская глубина и невероятная убедительность его музыкальных высказываний покоряет абсолютно. Не каждому, даже выдающемуся, художнику дарована высокая привилегия – своим искусством нести людям утешение...».

Белый фестиваль никогда не обманывал наших ожиданий – яркий, летний, светлый, легкий и по-настоящему праздничный!

ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА»

Алена Болквадзе.jpg

Фото: Татьяна Новак

Алёна Болквадзе. Автор и идеолог «Белого фестиваля». Заместитель генерального директора по международным связям Новосибирской государственной филармонии. По первому образованию – инженер-оптик; второе высшее (по направлению «менеджер музыкальных проектов») получила в Санкт-Петербурге. Профессионально занимается фотографией – ее работы в портретном жанре широко известны в России и за рубежом: в активе Алёны Болквадзе три персональные фотовыставки. 

Лилия Вишневская. Фото с прошлых фестивалей


Просмотров: 452