Морской волк

Морской волк
29 Июля 2020

О морской службе, о жизни, океане и небе рассказывает бывший моряк-подводник, тихоокеанец, ветеран Военно-Морского Флота, а ныне пенсионер Анатолий Максимович Колесников

Каждый год наш гость отмечает, как минимум, пять профессиональных праздников: День моряка-подводника, День ВМФ, День строителя, День учителя и даже День железнодорожника. Он пережил немало и повидал немало. Вспоминает о том, как встречали Победу в 45-м, как приехал с первыми комсомольскими отрядами строить Академгородок, как, мечтая о небе, пропадал на бердском аэродроме, как бороздил просторы Тихого океана на атомной подлодке… Всю жизнь за два часа беседы с корреспондентом «Бумеранга» рассказать невозможно. Но минута за минутой всплывают в памяти давно подзабытые истории…

Победный май

Анатолий Максимович родился в суровое для нашей страны время. 1941-й – начало Великой Отечественной. Детство и юность семья провел в Башкирии – в поселке Малиновка жили дед с бабкой, к ним мама с двумя маленькими сыновьями уехала в эвакуацию. Одной семьей выживать всё же легче. Трудно было всем, но пережили и выжили. И отец с фронта живой вернулся.

– Вам было четыре года, когда закончилась война. Помните этот день – 9 Мая?

– Такое забыть невозможно. Дед работал в сельсовете. И вот как-то прибегает, взволнованный, счастливый. «Мать, собирай деревню, – кричит. -Победа!». Село наше небольшое, несколько десятков домов, собрались на подворье, накрыли один большой стол. Каждый принес, что смог – откуда только разносолы взялись! Гуляли до утра. Пели, танцевали, смеялись и плакали. Ждали своих солдат и поминали погибших. Мы, малышня, старались протиснуться между взрослыми, нас отгоняли, тогда мы залезли под стол, притаились и слушали, слушали... 

Комсомольцы-добровольцы

Окончил восьмилетку. На семейном совете решили – надо поступать в строительное училище: и специальность будет, и семье помощь. А уж потом можно подумать и о дальнейшей учебе в институте. Анатолий выбрал профессию плотника. Учился с удовольствием, с огоньком: и в спортивных секциях отметился, и в художественной самодеятельности себя показал.

И вот учеба позади. Стал вопрос распределения согласно плану профессиональной подготовки – в те годы выпускников профтехучилищ строительных специальностей посылали на строительство новых промышленных объектов.

– Нам предложили Тольятти: там как раз началось строительство знаменитого автозавода. Но из газет мы узнали, что страна объявила Всесоюзную комсомольскую стройку первого научного центра за Уралом, новосибирского Академгородка. Восемь человек из нашей группы подали заявление на имя директора училища. И эта просьба была удовлетворена. Нашу радость не описать словами – мы едем в Сибирь!

И вот 15 августа 1959 года отряд первостроителей, в который вошел и Анатолий Колесников, отправился на место трудовой вахты. Ребят приняло к себе СМУ-6, которое занималось отделочными работами и состояло в основном из штукатуров, маляров-плиточников, мозаичников, облицовщиков. И, конечно же, столяров, которые, как волшебники, каждому новому зданию придавали красоту, а микрорайону – уют.

– В первые три месяца мы занимались отделкой жилых домов по бульвару Отдыха, затем нас разбросали по разным бригадам, – рассказывает Анатолий Максимович. – Мне лично пришлось участвовать в устранении недостатков, отмеченных при приемке комиссией, зданий Института нефтегазовой геологии и геофизики, Института химической кинетики и горения, Института горного дела, Института прикладной математики. Более года, до самого призыва в Советскую армию, работал на сдаче Института ядерной физики.

В небо!

Как признается мой собеседник, по жизни он всегда был романтиком. Мечтал стать летчиком. И однажды эта мечта о небе привела его в ДОСААФ. Активные тренировки требовали много сил и упорства. Клуб базировался на аэродроме в Бердске.

Приходилось вставать в три утра и пешком, 12-13 км, топать до летного поля. Придем, нам объяснят, что и как, погоняют в теории...

– А когда же прыгать?

– Не всегда удавалось совершить заветный прыжок. То погода нелетная, то одеты не по форме. Но всё же в моем активе целых три парашютных прыжка с самолета Ан-2, – с гордостью рассказывает Анатолий Максимович.

В летное училище он шел по линии военкомата. Но не всё сбывается, как мечтается. При прохождении медкомиссии у молодого, здорового парня главный терапевт, подполковник медицинской службы Авдеев, определил шумы в сердце. Вердикт – «не годен». Стал ждать военного призыва. Морская авиация!

Отправка в часть из Владивостока состоялась в исторический для нашей страны день – 22 июня 1962 года. Проводы были торжественные и памятные. Всю призывную молодежь собрали на митинг.  Руководители города, сотрудники военкомата говорили напутственные слова, играл духовой оркестр.  Прощание Славянки – и позади осталась гражданская жизнь.

Мечтал «вверх», а попал «вниз»

И вновь судьба преподнесла сюрприз. В часть, куда прибыл молодой солдат, пришел запрос на крепких, толковых ребят, которым предстояло проходить службу на первых атомных подводных лодках. В их число попал Анатолий Колесников. И никто ведь даже не вспомнил о шумах в сердце, выявленных дотошным подполковником медицинской службы!

2.jpg

И вот 26 мая морская элита, как называли тогда экипажи АПЛ, прибыла в отдельную дивизию №26 атомных подводных лодок, которая базировалась в закрытой бухте Павловска, это в 45 км от Находки. При дивизии находился учебный центр. Отсюда личный состав распределялся на новые атомные подлодки, еще строящиеся на заводе в Комсомольске-на-Амуре. 

В апреле 1964 года. после окончания учебки, только что сформированный экипаж поездом отправили в Комсомольск – ребятам предстояло поучаствовать в достройке новой атомной подлодки, которая на несколько лет станет их общим домом.

– Это было интересное время. Экипажи проживали в казармах при заводе. Вахты и наряды никто не отменял, работы велись в три смены. Но мы находились в городе, и нам полагались увольнительные. Мы посещали спортивные мероприятия, ходили в кино и на концерты – гостями города комсомольской юности в те годы были знаменитые артисты и певцы...

И вот новенькая подлодка отправилась в первый учебный поход. За период испытаний новая боевая единица должна была выполнить весь комплекс поставленных задач.

– Каждый из таких походов был недолгим – недели две, – рассказывает Анатолий Колесников, – но очень изнуряющим. Судите сами: экипаж 120 человек и целый отряд специалистов, ученых. Подлодка была как «рукавичка» из русской народной сказки – порой в ней находилось до 300 человек! Постоянные боевые тревоги, вахты, повседневные работы... Если удавалось 3-4 часа отдохнуть, это было хорошо...

В эти годы все боевые корабли МВФ – как надводные, так и подводные – несли боевые дежурства в различных водах мирового океана. Атомные ПЛ совершали длительны походы, выполняя задачи правительства и командования ВМФ СССР. 

Приказано уничтожить

Служба Анатолия Колесникова пришлась на пик холодной войны. В это время разгорелся Карибский кризис, шла война с Вьетнамом. Экипажу была поставлена задача – сопровождать надводные корабли, которые направлялись с различными грузами, в том числе с военным снаряжением и техникой, в Южно-Китайское море – к берегам Вьетнама. Американские летчики, чувствуя себя хозяевами неба, вели себя самоуверенно: пикировали на наши корабли, чуть ли не задевая мачты, сбрасывали провокационные листовки. Естественно, вся эта информация являлась закрытой.

– В течение службы мы несколько раз выходили на боевые дежурства – выполняли особое правительственное задание, – вспоминает Анатолий Максимович. – Объектом был остров Гуам на Экваторе, где находилась крупная военно-морская база США. С июня 1965 года базирующиеся здесь бомбардировщики B-52 совершали регулярные боевые вылеты и бомбили вьетнамские позиции и каналы снабжения их армии. Отсюда осуществлялись и ковровые бомбардировки Северного Вьетнама. Задача была поставлена четко – в случае непосредственной угрозы для Советского Союза по прямому приказу Москвы остров Гуам должен быть полностью уничтожен...

Боевое дежурство длилось три месяца. Экипажи подлодок сменяли друг друга, практически не всплывая.

– Служба была интересная. Хотя случались и ЧП. Одним из таких стала утечка радиационного топлива. Дело в том, что на каждой атомной подлодке есть реакторный отсек со своей вентиляцией и есть общесудовая вентиляция. Из-за нарушения технологии воздух из реакторного отсека распространился по всему кораблю. Причина банальная – человеческий фактор, но в результате практически смертельную дозу радиации получил весь экипаж...

– Как же всё произошло?

– Мы уже домой собирались, на базу, обсуждали, как прошел поход. Вдруг увидели, что началась беготня по лодке. Заскочил наш химик-дозиметрист, включил стационарный прибор – стрелка зашкаливала! Мы спрашиваем: «В чем дело?» – он только махнул рукой и побежал. При этом вид у него был очень удивленный и испуганный. А потом началось… Мы так и не поняли, что произошло, ведь радиация не имеет ни запаха, ни цвета. Когда причалили к пирсу, услышали, как установленные там стационарные счетчики-ревуны звенят – такое излучение исходило от корабля…

Служба подходила к концу. Анатолию командование предложило остаться в армии, но семейные обстоятельства не позволили. Отец – участник Великой Отечественной – серьезно заболел, и мать очень просила сына вернуться домой, чтобы быть поближе. На гражданку старшину I статьи отправляли с почетом и с сожалением.

Ох уж эта молодежь!

А тем временем моряка-подводника ждал Новосибирск. Точнее Академгородок, давно ставший родным: здесь Анатолий начинал трудовую деятельность, отсюда призывался в армию. После демобилизации поступил в НГУ на мехмат.

3.jpg

В первые дни гражданской жизни кандидату в члены КПСС А.М. Колесникову предложили должность инструктора райкома комсомола. «Поскольку ты только со службы, будешь курировать силовые органы Советского района: военкомат, военное училище, т.д.». Как говорится: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!». В рамках своей должности Анатолий Максимович несколько лет являлся членом призывной комиссии. Призывников тогда в разы было больше – тысячи! Служить хотели, служить стремились. Но вот проблема – три летних месяца отдыха порой оборачивались немалыми бедами: вместо службы в армии – отбывание срока в колонии. В жизни всякое случается. И тогда деятельному сотруднику райкома приходит мысль – на берегу Обского моря «в целях подготовки молодежи к военной службы в рядах Вооруженных сил СССР и недопущения в летний период правонарушений» организовать летний военно-спортивный лагерь

– Готовили всё, начиная от ложек и вилок до программы подготовки: а это марш-броски, изучение уставов воинской службы, сборка-разборка автомата, полевые стрельбы... Нужно было обеспечить ребят военной формой, оборудовать палатки. организовать полевую кухню. Дел было невпроворот. Предполагалось три заезда по 21 день!

В сотрудничестве с органами МВД района, военным училищем такой лагерь был создан и в июне 1968 года начал свою работу. Командирами взводов назначались лучшие курсанты тогда еще Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища. Причем в лагерь решили принимать не только ребят призывного возраста, но и подростков из неблагополучных семей. Анатолия Максимовича Колесникова утвердили директором.

За годы работы военно-спортивного лагеря никто из ребят не пополнил категорию правонарушителей.

На все руки мастер

Дальше была работа замдиректора по военной подготовке в школе №166 и 14 лет службы начальником первого отдела Института теоретической и прикладной механики СО РАН... В суровые 90-е неуемная натура отправила Анатолия Максимовича колесить по стране в составе железнодорожного рефрижераторного депо. Работали со скоропортом – доставляли овощи, фрукты, рыбу, мясо в любую точку Советского Союза.

4.jpg

– Что же заставило сорваться с насиженного места?

– Дача, – смеется мой собеседник. – Надо было наконец-то ее достроить. А на железной дороге две-три поездки делаешь – остальное время отдыхаешь. Ну, то есть работаешь на участке...

Не прошло и года, как дом был сдан и принят семьей.

Сейчас в разгаре дачные работы – вместе с женой и внуками наш гость выращивает огурцы, помидоры, малину, клубнику, смородину и всякие другие вкусности.

А еще Анатолий Максимович – заместитель председателя совета ветеранов Советского района. Дел много. Контингент – ветераны Великой Отечественной и локальных войн, блокадники, труженики тыла и вдовы. Кому оздоровительные путевки выбить, кому – квартирный вопрос решить или соцобслуживание организовать. Плюс участие в торжественных митингах по поводу знаменательных дат, выступление в школах перед ребятами к Дню Победы – всего и не перечислишь!

– Годы идут, силы уже не те, – сетует Анатолий Максимович. – Пора передавать пост молодым – у нас в районе много воинов-афганцев и участников Чеченских войн. Им теперь заниматься воспитательной работой.

Думая, лукавит. Потому что сил и жизненной энергии ему не занимать.

Семь футов под килем!

5.jpeg

С Днем ВМФ поздравил Анатолия Колесникова Президент Фонда социальных инициатив «Достоинство» Владислав Плотников. Он пожелал всем морякам, независимо от возраста, воинского звания, должности и флотской квалификации, количества наград, служебного и трудового стажа «на гражданке», прежде всего здоровья, активной жизни и бодрости. Вручил подарок моряку-ветерану и заверил, что Фонд будет оказывать всестороннюю поддержку ветеранской организации родного Советского района.

Семь футов под килем вам, дорогой Анатолий Максимович!

Лилия Вишневская


Просмотров: 85