Леонид Кипнис: «В театре сохраняются традиции и развивается эксперимент»

Леонид Кипнис: «В театре сохраняются традиции и развивается эксперимент»
4 Октября 2017


В Новосибирске появился Музыкальный театр!

В культурной жизни столицы Сибири – событие: на основании Распоряжения Правительства Новосибирской области № 358-рп Новосибирский театр музыкальной комедии приобрел новый статус – Новосибирский музыкальный театр.


Театр без комедии

Идея перемены названия в нашей стране стала актуальна для театров музыкальной комедии еще несколько десятков лет назад. Один за другим из региональных музкомедий стали вырастать музыкальные театры. Ростов, Омск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Хабаровск... словно соревнуясь, бросились раздвигать собственные жанровые границы. Отсутствие в большинстве этих городов собственных оперных театров давало надежду увидеть на родных сценах оперные и балетные спектакли. Так появились собственные «Пиковые дамы», «Онегины», «Иоланты». Конечно, никто не рискнул замахнуться, например, на «Хованщину», но комические оперы Оффенбаха или балет «Чиполлино» стали частыми гостями музыкальных театров.

В новом сезоне Новосибирский театр Музыкальной комедии тоже сменил вывеску – приобрел тот статус, которого долгие годы не то что был лишен, но оставался на периферии нашего зрительского восприятия. «Теперь наш зритель сможет точнее ориентироваться в афише, волен выбрать, какой спектакль смотреть. Это может быть классическая оперетта «Летучая мышь» или комедия – как «Тетка Чарлея», трагедия – «А зори здесь тихие» или трагифарс – как «Зойкина квартира». В нашем репертуаре большой выбор произведений, имеющих сугубо драматическую содержательную составляющую, на которые зритель с удовольствием ходит», – отметил художественный руководитель – директор Музыкального театра Леонид Кипнис.

– Леонид Михайлович, в Новосибирске несколько музыкальных театров. В связи со сменой названия не боитесь затеряться среди них?

– В Новосибирске достаточно много самодеятельных и полусамодеятельных драматических трупп, антреприз и подобного рода учреждений, но музыкальных театров у нас практически нет. Есть «Орфеум», созданный на базе консерваторских оперных студий, есть оперный певец Карен Мовсесян, который предложил в ДК «Горького» создать городской мюзик-холл... Но мы должны понимать, что музыкальный театр – это самое дорогое театральное учреждение, которое можно себе представить. Потому что предполагает наличие четырех только творческих коллективов. Коллектив солистов, коллектив балета, хора. Наконец – коллектив симфонического оркестра. Я уже не говорю о постановочной части театра, которая очень сложна. То есть, четыре обозначенных коллектива должны быть в каждом музыкальном театре. В противном случае, хотим мы того или не хотим, это будет полупрофессиональная труппа, которая взялась за музыкальный жанр. Такие коллективы, как правило, работают под минусовку – это всегда проще и доступнее. Музыкальный театр – это все-таки дорогое удовольствие...

К1.jpg

«Нам долгие годы хватало собственного репертуара. Оперетты и музыкальные комедии всегда превалировали в нашей афише. Публика знала, что придя в Музкомедию, она попадет на праздник... Но время идет. Одного праздничного настроения молодому зрителю стало мало. Хотелось более актуальных тем и более разнообразных жанров. В моду вошли мюзиклы – спектакли с хорошей драматургией и зачастую отсутствием хэппи-энда. Мюзиклы могли дарить зрителю как веселое настроение, так и катарсис... Так что мы уже давно и по существу перестали быть музыкальной комедией, совершенно определенно став музыкальным театром. Этот факт оставалось лишь формально подтвердить...».

Художественный руководитель - директор Новосибирского Музыкального театра, заслуженный артист РФ Леонид Кипнис

– Поиск нового названия для театра приобрел невиданный ажиотаж...

– Да, эта акция оказалась едва ли не национальной забавой (смеется). Кто только нам ни писал, какие собственные названия ни предлагал! «Вольный ветер» – в честь первой оперетты в истории; МузыкаНТ – Музыкальный новосибирский театр; Музыкальный театр «Галактика» – мол, мы театр космического масштаба. Театр «Гранд-мюзикл», «ГАЛАНТ» (Гала Новосибирск Театр), музыкальный театр «Альгамбра»... Это, пожалуй, самые креативные. Такого ажиотажа мы не имели давно! Предложения до сих пор открыты, мы рассматриваем абсолютно все! Надо отметить, что в связи с этим конкурсом значительно увеличился рост продаж. Народ заинтригован и самой ситуацией, вдобавок спектакли хочет посмотреть. Что для нас немаловажно. И приятно...

Нам всегда чего-то чуть-чуть не хватает...

Мало кто знает, что два года назад был завершен большой проект, который предполагает строительство нового здания театра – рядом с ныне действующим. С двумя зрительными залами, мастерскими, со всевозможными складскими помещениями. Возведение нового театра планируют проводить в два этапа. Сначала – строительство большого концертного зала, куда коллектив мог бы перейти безболезненно. Затем – снос старого помещения...

К3.jpg

– Несмотря на то что мы сделали прекрасный ремонт, суть здания осталась прежней, – поясняет Леонид Михайлович. – Это летний парковый кинотеатр, стены которого выложены всего в полтора кирпича. Кроме того, под полом отсутствует фундамент. Мы дважды его бетонировали, закладывали арматурный слой. Но внизу – пустота, нет подвальных помещений. Вообще ничего нет капитального! Здание строилось временно – лет на 20. Но мы только сейчас подходим к тому, что новое здание новому театру просто необходимо! Еще в 80-х годах существовал проект, выполненный известными новосибирскими архитекторами Михайловым и Скоробогатько. Проект прошел ряд конкурсов и даже получил гран-при. К сожалению, у нас вечная проблема: всегда чего-то чуть-чуть не хватает. И всегда это «чуть-чуть» – финансы. Сейчас произошло то же самое: нам чуть-чуть не хватило 5 млрд рублей (смеется). Сами понимаете – финансовая ситуация.

– Сумма немалая, вы и вправду надеетесь, что мы, простите, при жизни увидим новое здание?

– А как жить без надежды? Я гораздо старше вас, но полон оптимизма. Что касается финансов, действительно, многим кажется, что данная сумма завышенная. Но построить саму коробку здания – недорого стоит. А вот начинить его современным, эксклюзивным импортным оборудованием, которое, кстати сказать, в России не производится, – очень дорого. И вот мы потихоньку, за счет собственных вырученных средств, это оборудование приобретаем. А ведь каждый небольшой аппарат, будь то световой пульт или проектор, стоят как минимум 3 миллиона! Представьте, сколько нужно средств, чтобы приобрести современное сценическое оборудование – с подъемными устройствами, светом, звуком, чтобы стейдж-менеджеру достаточно было одной кнопкой управлять механизмами, которые в данный момент находятся на сцене и участвуют в проведении спектакля! Поэтому, если мы хотим иметь современный – не просто большой и красивый, а именно современный, театр, мы должны понимать: хороший театр – это дорогой театр...

Ну а пока суть да дело, на территории идет строительство модульного здания для размещения в нем мастерских и хранения декораций. Кроме того, в театре уже заказали светодиодную конструкцию, которая будет ярко и интересно смотреться. Так что к концу сезона будет нам новая вывеска!

Быть интересными современному зрителю

Среди региональных музыкальных театров России Новосибирский Музыкальный театр является лидером по количеству заработанных средств, за исключением, возможно, Свердловского театра музыкальной комедии, который испокон веков имел особый статус: сначала императорский театр, позже – ельциновский... «Сегодня наш театр самодостаточный, мы работаем хорошо, оттого имеем существенную поддержку Министерства культуры Новосибирской области. Нам есть к чему стремиться», – отметил Леонид Михайлович.

– Музыкальный театр – это замечательно! Комедии и мюзиклы, трагифарс и трагедии. Но со сменой статуса не потеряем ли мы классику?

– Классику не потеряем, – уверяет директор Музыкального театра. – Мы продолжаем ставить оперетты. В прошлом году это была «Марица». С успехом идут «Летучая мышь», «Сильва» и «Мистер Х» – лучшие образцы опереточного искусства! Тем не менее, при всем пристрастии к классической оперетте, мы любим все жанры. Мюзикл сегодня весьма популярен у молодежи. Хотим мы этого или не хотим, этот жанр завоевывает театральное пространство во всех странах. В мире очень немного театров, которые могут претендовать на звание «Театра оперетты», а вот театров, которые ставят мюзиклы – превеликое множество! О чем это говорит? Руководители и продюсеры стараются соответствовать духу времени, той тематике, которая развивается в мюзиклах и сконцентрирована на действии, динамике, драматургии. Ведь, по сути, кальмановские либретто очень наивны и незамысловаты. И то, что у нас в репертуаре много мюзиклов, закономерно: мы хотим быть интересны современному зрителю. Давайте вместе придерживаться постулата, выработанного театром. Звучит он так: «В театре сохраняются традиции и развивается эксперимент».

К2.jpg

«Ставить лишь классические оперетты и музыкальные комедии в угоду определенной части публики означает обречь себя на статус мемориального театра. Такое в мировой практике сценического искусства встречается. Есть шекспировский мемориальный театр «Глобус», есть театр «Комеди Франсез» в Париже, есть традиционная Пекинская опера или национальный японский театр кабуки. Только вот спектакли, в них идущие, давно уже принято считать музейными экспонатами...».

Художественный руководитель - директор Новосибирского Музыкального театра, заслуженный артист РФ Леонид Кипнис

Три премьеры – три мюзикла

Мюзиклом Андрея Семенова «Фанфан-Тюльпан» открылся 59-й театральный сезон, хотя первые показы этого спектакля прошли еще под занавес прошлого сезона. А вот первая премьера назначена на 20 декабря: мы увидим фантастический спектакль «Средство Макропулоса» по пьесе Карела Чапека. Российскому зрителю сюжет знаком по музыкальному фильму «Рецепт ее молодости», главные роли в котором исполнили неповторимая Людмила Гурченко и Александр Абдулов.

– «Средство Макропулуса» – современный материал. Музыку к нему написал санкт-петербургский композитор Владимир Баскин. Замечательный мастер, он в тренде всех музыкальных направлений, пишет для многих российских театров, в том числе для нашего, – пояснил Леонид Кипнис.

Также в этом сезоне запланирована премьера мюзикла Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди». «Это зарубежная классика и прекрасная музыка Лоу. Так что наше обращение к классическому репертуару очевидно», – подчеркнул художественный руководитель Музыкального театра.

К4.jpg

Третьей премьерой сезона станет еще один мюзикл – по мотивам кинофильма «Римские каникулы». Музыку к спектаклю пишет Андрей Кротов, а сценарий – его жена Нонна Кротова.

– Мы стараемся развивать отечественную композиторскую и драматургическую школы. Поэтому решили создать музыкальный ремейк по фильму «Римские каникулы», который все мы очень любим. Я думаю, это будет любопытная работа со своеобразным мелодраматическим окрасом, который нам сегодня просто необходим. Ведь наша публика любит прийти на спектакль, посочувствовать героям, иногда и поплакать...

Лилия Вишневская


Просмотров: 199