Хранители времени

Хранители времени
16 Августа 2012

Ошибочно думать, что люди до сих пор не изобрели машину времени. Ее функции прекрасно выполняют музеи. Но для того, чтобы наполнить музей артефактами, необходимы научные исследования и труд археологов, поэтому в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН показывают не только экспонаты, но и способы их исследования.

Ирина Владимировна Сальникова – к.и.н., заведующая музейно-источниковедческим сектором – отправится с Вами в путешествие во времени. Сначала Вы окажетесь в эпохе палеолита и по карте сможете проследить путь древних людей. Свидетельствами миграции являются археологические памятники. Изучая их, Вы поймете, что толкало наших предков покинуть дом и продолжить осваивать территорию Евразии, а на стендах сможете увидеть настоящие образцы с их стоянок. Орудия, найденные на стоянке Карама, – самые древние в Евразии; их возраст 600-800 тыс. лет до н.э. На первый взгляд их трудно отличить от обычных необработанных камней. Артефакты из Денисовой пещеры хранят в себе историю с 300 тысяч до 30 тысяч лет до н.э. Они помнят еще первые шаги homo altaiensis – человека, который недавно был открыт усилиями археологов, генетиков, антропологов, который, скорее всего, соединял в себе черты неандертальца и человека разумного. В уголке экспериментальной археологии Вы сможете взять в руки топор, точь-в-точь повторяющий древние по технологии создания, и даже попробуете им поработать. Вы сравните орудия труда различных древних стоянок и, изучив технику обработки каменных орудий, узнаете их возраст. Вам встретятся бизон и мамонт, а от опасности защитят сакральные фигурки в виде людей с поселения «Мальта».

Далее – эпоха неолита. Здесь все гораздо ближе к современности. Вам уже не придется орудовать грубым каменным топором: техника развивается, люди приспосабливаются к окружающей среде, возникают ремесла, и у каждого народа проявляются особые черты в искусстве. Вы увидите множество изделий из керамики, порой уникальных: например, сосуды Приморья с изображениями людей и мифологических животных, которые нашел в 60-х годах создатель Института и его первый директор – академик А.П. Окладников. Подобных образцов древнего керамического искусства нет нигде в мире.

Проходя через зал бронзового века, Вы раскроете загадку древних ритуально-мифологических изображений на плитах из захоронения каракольской культуры, а также увидите на стенде образцы бронзолитейного производства.

Несколько шагов – и Вы окажетесь в зале эпохи раннего железа. До конца августа здесь еще можно увидеть знаменитую мумию Укока – артефакт из мерзлотных погребений пазырыкской культуры плато Укок (Горный Алтай). Ирина Владимировна Сальникова так говорит об этой мумии: «В августе ее отправляют в Горно-Алтайск, где для нее построен отдельный зал в Горно-Алтайском национальном музее имени Анохина, и 15 сентября состоится официальное открытие. Сейчас у нас готовят вертолетную площадку возле музея, так как по дорогам везти мумию очень неудобно: условия хранения таковы, что ей не нужна высокая температура, поэтому ее будут перевозить на вертолете». Все предметы из погребения плато Укок Вы сможете рассмотреть в витринах зала. Кроме того, в стеклянном саркофаге здесь лежит мумия воина, найденная на плато Укок, а рядом хранится сруб с погребальным ложем и артефакты, которые находились в захоронении: шуба, шерстяные штаны и высокие сапоги-чулки из войлока. Наверное, Вам и самим захочется одеться потеплее, ведь в зале раннего железа очень низкая температура. Дело в том, что для мумии температура должна быть не выше 17 градусов, а влажность – не менее 50%. Еще одно условие хранения экспонатов – приглушенный свет.

Далее «машина времени» перенесет Вас в I тысячелетие н.э., в Средневековье, в эпоху воинов и первых государств. Здесь погребен воин тюркской эпохи. У алтайских тюрок сакральным животным была лошадь, и существовал обряд, когда человека хоронили вместе с конем, причем взнузданным. Жемчужина средневекового зала – меч XI-XII веков, найденный академиком В.И. Молодиным в Новосибирской области. Подойдите к нему с левой стороны и присмотритесь внимательнее. Вы увидите полустертую надпись на латинском, которая говорит о том, что этот предмет принадлежал христианину: «Во имя Матери нашего Спасителя вечного, Господа Спасителя вечного...»

Последний виток на «машине времени», и Вы окажетесь в зале этнографии, где представлены комплексы, рассказывающие о народах Сибири и Дальнего Востока, сформированные по способу жизнедеятельности: кочевники, рыболовы, оседлое население. Здесь Вы погрузитесь в духовный мир старообрядцев Сибири, познакомитесь с культурой кочевых народов Алтая, увидите культовые предметы – священный амбарчик с духами манси, бубны и изображения духов-помощников сибирских шаманов, домашний дацан бурят, культовую скульптуру ульчей и нанайцев. Все эти предметы рассказывают об интернациональной культуре Сибири.

Что может быть более захватывающим, чем путешествие во времени? Такую уникальную возможность нам дает Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока. О своей работе в музее расскажет Ирина Владимировна Сальникова.

- Скажите, пожалуйста, сколько лет Вы работаете в музее?

- В этом музее я работаю уже седьмой год, а в принципе, в этом году – 35 лет моего музейного стажа.

- Что помогает сделать Ваш музей более современным?

- Реализация простой идеи, что экспозиции археологических музеев не должны повторяться: посетитель сейчас изменился, и знакомство просто с артефактами – процесс скучный, нужны инновации. Экспозиции должны отражать новые тенденции в науке, поэтому мы пошли по пути внедрения новых интерактивных технологий. Путь этот – довольно затратный в финансовом отношении, но существуют грантовые фонды. Нам удалось заинтересовать своими идеями фонд имени Зимина «Династия», который финансирует музейные проекты. Мы дважды выигрывали конкурс и смогли реализовать 2 проекта, благодаря которым мы построили новые экспозиции с включением современных инструментов с дополнительной информацией. Первый проект – «Сибирские скифы как тема для точных наук». Его цель – показать роль естественных наук в исследовании гуманитарного артефакта – археологического предмета на примере экспозиции, посвященной культуре сибирских скифов.

Исследование «замерзших могил», мумий, одежды – этих уникальных памятников пазырыкской культуры – имеет мировое значение. Задача экспозиции – создать образ пазырыкской культуры, продемонстрировать коллекции уникальных предметов и, главное, показать механизм исследования археологического артефакта. Для раскрытия процесса изучения археологического предмета методами естественных наук нами использованы цифровые фоторамки, где посетителю предложен видеоряд, разработанный непосредственно исследователями, или информация, полученная из научных публикаций. Важно отметить, что посетителю предъявляются не только результаты, полученные в ходе исследований, но и в большей степени предлагается информация о сути метода, показывается инструментарий и процесс исследования. Всего таких фоторамок – шесть. Они размещены в определенных комплексах, где играют роль дополнительной информационной базы. Например, сведения о дендрохронологических исследованиях, геофизических методах, применяемых в археологии, палеоботанических исследованиях размещены в цифровой фоторамке, стоящей у погребального сруба.

На сайте (http://museum.nsu.ru/iaet) можно познакомиться с виртуальной выставкой «Естественные науки и археологический источник», разработанной Музеем ИАЭТ СО РАН и мультимедиа-центром НГУ. Кроме информации, она содержит большой блок фотоматериалов, библиографию исследований. В экспозиции эта информация размещена в сенсорном киоске и доступна каждому посетителю. Второй проект, реализованный в прошлом году, называется «АРХАЕестествознание». Цель проекта – показать научные открытия, сделанные человечеством в эпоху неолита и бронзы. Источником экспозиции являются археологические артефакты. Наша задача – доказать, что сформулированные в новое и новейшее время физические, химические законы были интуитивно открыты в эпоху каменного века благодаря освоению природы, накоплению знаний. Для визуализации древнейших прогрессивных способов обработки камня – совместно с кампанией «СофтЛабНСК» – была разработана программа трехмерной реконструкции технических приемов обработки камня. Она интерактивна и привлекательна, и каждый посетитель может подробно рассмотреть особенности обработки и применения орудий труда. Интересным является и то, что рядом, на стенде, посетитель может увидеть подлинные предметы, о которых идет речь.

- Скажите, как Вы выиграли гранты на Ваши проекты?

- Я писала заявки, но не сразу наши идеи нашли отклик. В 2009 г. мы получили первый грант, а через 2 года – второй. Фонд «Династия» субсидирует проекты только естественнонаучных музеев, но, несмотря на то, что мы являемся гуманитарным музеем, нам удалось выиграть 2 гранта и обеспечить его техникой и программами.

- В чем заключается главная особенность Вашего музея?

- Показать не констатацию фактов, а методы исследования, интерпретацию, научную аргументацию. Нам кажется, что эта идея удалась. Музейная экспозиция стала более насыщенной, экспрессивной, хотя, конечно же, необходимо еще работать над решением проблемы «руками не трогать». Мы мечтаем о проведении мастер-класса по ткачеству, и уже сделаны первые шаги в этом направлении: каждый теперь может поработать на вертикальном ткацком станке. Кроме того, нужно продумать программы, которые могли бы привлечь такое свойство человеческого общения, как тактильность – это важно, особенно для людей с ограничениями по зрению. Идей много, и хорошо, что формируется команда молодежи – музейщиков, которые могут помочь в их реализации.

- Вы являетесь только музейным работником или еще и археологом?

- С 1971 г., с тех пор, как я поехала на практику, до сих пор не вылезаю из экспедиций. Каждый год уезжаю хотя бы на пару недель – это святое: отдохнуть, копая. Да иначе я и не смогу объяснить посетителям, как и что было найдено, если сама не побуду на раскопках.

Настоящим археологом меня назвать нельзя, потому что я скорее «музейная крыса», которая все гребет в музей (и предметы, и идеи). Настоящие археологи по 5-6 месяцев проводят в поле, а я строю экспозиции здесь, то есть правильнее меня называть музейным археологом.

Дарья Петрова


Просмотров: 2559