Им просто не хватало любви…

Им просто не хватало любви…
12 Сентября 2018

К юбилею Максима Горького «Красный факел» выпустил спектакль «по мотивам»

Театр «Красный факел» погрузил зрителей в атмосферу первой премьеры сезона. Главным событием осени обещают стать «Дети солнца» в постановке Тимофея Кулябина. В своей работе режиссер сократил список действующих лиц, перенес героев почти на сто лет вперед, нивелировал социально-идеологическую составляющую пьесы Горького, акцентировав внимание на чувствах. «Ведь любовь – это единственное, что позволяет людям выстоять в мире, где гравитация всегда стремится сбить их с ног.... уложить на землю... заставить ползать...».

На фоне миллениума

В «Красном факеле» устроили предпремьерный показ нового спектакля Тимофея Кулябина – режиссер перенес действие пьесы Максима Горького «Дети солнца» из революционной России 1905 года в Америку конца XX века. Там, в Силиконовой долине, куда российские ученые уезжали в лихие 90-е, и начинается эта история.

Пьеса написана в 1905 году. Она построена на предчувствии Горьким глобальных изменений, которые происходят в мире с наступлением XX века, – первая русская революция, Первая мировая война и последующая за ней уже наша революция. И ощущение того, что мир, населенный мечтами, проблемами, драмами, уже исчерпан, что он сейчас радикально изменится – очень важная составляющая «Детей солнца», которая меня больше всего интересует. И, чтобы сохранить это ощущение, я решил вернуться в 99-й год. Ведь тогда тоже у многих, и у меня лично, было ощущение, что мир меняется, что вот-вот произойдет нечто важное для всех нас. Он и в самом деле после 2000-го года сильно изменился. Потому действие перенесено не совсем в сегодня, а в миллениум, – рассказал Тимофей Кулябин перед сдачей спектакля.

7.JPG

«Ощущение водораздела, порога, предчувствие резкого скачка мне хорошо знакомо – оно живет во мне как ясное и близкое воспоминание о рубеже эпох, который называется миллениумом. Этот рубеж породил огромное количество предчувствий и страхов, ожиданий того, что произойдет, когда поменяются эти четыре цифры в летоисчислении...».

Режиссер-постановщик Тимофей Кулябин

Америка не Россия

Тимофей Кулябин вместе с художником-постановщиком Олегом Головко воссоздали атмосферу студенческого общежития Стэнфордского университета, где вместе со своими семьями живут русские ученые. Действие происходит накануне 31 декабря 1999 года в Калифорнии. Павел Протасов – талантливый программист, который эмигрировал в США. Но почему режиссер выбрал местом действия Америку, а не Россию?

– Наш главный герой – компьютерщик, – объясняет Тимофей Кулябин. – В 99-м году в России еще не было возможности для таких специалистов профессионально заниматься своими разработками. Они массово уезжали в США, селились в Силиконовой долине, жили, не выходя из кампуса, полностью посвящая себя науке. Мы к этому пришли чуть позже. Это номинальное обстоятельство, которое делает историю более правдоподобной. Вся ситуация выдуманная, выдуманы ученые. Чтобы всё более походило на реальность, нам пришлось написать истории их судеб, а самих героев отправить в Стэндфордский университет. При этом им совсем не нужно было становиться американцами. В реальности представителей науки, переехавших в Америку из бывшего СССР в преддверии миллениума, было очень много...

5.JPG

Биографии персонажей пьесы создавали коллективно: много спорили, корректировали придумывали детали... Как признался актер Павел Поляков, его Протасов вобрал в себя черты нескольких ученых, которые в то время уезжали в Силиконовую долину. Однако уточнил, что весьма далек от своего персонажа.

– Я никогда не был таким... Может, потому, что не силен в точных науках. Не знаю... Но меня лично не устраивает жизнь, которую проживает мой герой.

Зато заслуженный артист России Андрей Черных, сыгравший медика Бориса Чепурнова, утверждает, что его герой ему очень нравится... После того как он ему придумал биографию.

2.JPG

– Мне кажется, он стал гораздо лучше, интереснее и симпатичнее, чем у Горького, – смеется актер.

Технический момент

Для режиссера ключевым было то, что в «Детях солнца» речь идет о замкнутой ситуации, о людях, живущих очень камерной, изолированной жизнью. И это вносило некую дисгармонию в привычную актерскую работу. Репетиции долгое время шли в комнатном режиме – в буквальном смысле. Поэтому сценография спектакля ориентируется на это комнатное пространство, следует за ним, чтобы дать актерам возможность сохранить найденный способ существования уже на большой сцене. Такой вот необычный технический момент.

– Если ты выходишь на сцену и перед тобой ровная площадка, ты соотносишь ее со ценой, понимаешь где ты, а где зал. И вдруг ты оказываешься в квартире и не понимаешь, в какую сторону играть – где зритель, где партнеры? У тебя совсем другая логика поведения. Не в каком ракурсе выстраивать диалог, а как общаться, чтобы было максимально бытоподобно.

1.JPG

Первые два-три месяца артисты репетировали в общежитии «Красного факела». В помещении была установлена камера, режиссер находился вне сценического пространства, наблюдая за происходящим на мониторе. Уже потом, когда был найден темп, отточены все движения, работу продолжили на сцене.

– Мы выстроили подобие университетского кампуса. Сцена у нас представляет собой комнаты. Их четыре, они приезжают, уезжают. Получилась довольно подвижная конструкция. Технически очень сложно было осуществить эту идею. Но мы это сделали...

То, что репетиции происходили в условиях, максимально приближенных к бытовым, безусловно, дает свой эффект, считает Андрей Черных, ведь актеры попытались воссоздать атмосферу дома, когда его обитатели общаются в интимной обстановке.

– Это были необычные репетиции.  Поначалу, чтобы добиться жизненности диалогов, чтобы между актерами возникла высокая степень искренности, работали в общежитии. Потом перенесли всё это на сцену. Разница, конечно, есть. Но большую часть того, что мы нарабатывали, думаю, удалось воссоздать. Да мне и самому интересно, что в итоге получится.

6.JPG

«Мне нравились наши репетиции. Это был очень странный эффект. Но возник он не сразу: поначалу мы не знали, куда деться, буквально были заперты в квартире, словно там жили. У меня до сих пор теплые воспоминания о тех днях. Разговоры без привычной подачи, без привычных театральных интонаций... Это было очень здорово! Оценит ли зритель тот факт, что диалоги ведутся без традиционной подачи? Это станет ясно после премьеры...».

Заслуженный артист РФ Андрей Черных

Непонимание в абсолюте

«Дети солнца» живут вроде и вместе, но все порознь. Реальной жизни «сообща» нет ни у мужей с женами, ни у братьев с сестрами, не выходит ее и у тех, для кого она – единственное спасение... Такова идея истории, представленной на сцене «Красного факела». Тимофей Кулябин полностью исключил линию крестьянства, которая в пьесе Горького занимает немаловажное место. Но, как утверждает режиссер, тема народного бунта и вообще классового непонимания между интеллигенцией и пролетариатом сегодня не звучит. Зато тема непонимания звучит всегда.

3.JPG

«Предметом моего интереса и моего поиска была игра со временем и пространством. Где всё с одной стороны индивидуально, а с другой – кусочки мозаики соединяются между собой в одну картину. В которой встречаются взаимная глухота и и взаимная зависимость, необыкновенная чуткость и огромная жестокость. Глупость и гениальность, обреченность и надежда, визионерство и неумение замечать очевидное. Мне кажется, эта нелинейная мозаичная природа конфликта и драмы имеет непосредственное отношение к тому, как устроен современный мир и современный человек. И у Горького всё это уже написано...».

Режиссер-постановщик Тимофей Кулябин

– Темы оторванности интеллигенции от народа, столкновения интеллигенции и масс, на мой взгляд, больше не существует – в том виде, в котором это отражено у Горького. Поэтому я сконцентрировался исключительно на взаимоотношениях внутри этой семьи. Главная беда которой – непонимание друг друга. В нашей версии остался драматический каркас, который держится на взаимоотношениях главных героев, на их конфликте. В результате горьковская история стала выглядеть по-другому.

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 237