Играй, «СТРУНА»!

Играй, «СТРУНА»!
11 Сентября 2019

Вопросы-ответы от режиссера Театра «Струна» по случаю двойного юбилея театра и режиссера

Откуда все пошло?

От мамы. Она – учительница математики, в юности мечтавшая о театре. Отсюда и раздвоение, по наследству. Училась я легко, была победительницей олимпиад и конкурсов сразу по многим предметам – от литературы до математики. Мама, кроме того, что учила меня математике, дала и первые азы художественного чтения (она сама очень хорошо читала стихи). Поэтому ко всему прочему я была победительницей всех конкурсов чтецов во всех городах, где жила.

Моя первая жизнь

В 14 лет, благодаря призовому месту на областной олимпиаде по математике, я попала в физико-математическую школу в Новосибирском Академгородке. Куда и приехала на самостоятельное житье-бытье из Тюмени. Атмосфера школы была удивительная! С одной стороны – профессиональная ориентация на лучшие университеты страны и науку, и я двинулась в сторону математики. С другой стороны – в нас взращивали ощущение свободы, независимость мышления (это в советское-то время!), что стало для меня очень важным и как для личности, и как для режиссера. В общем, по окончанию ФМШ я поступила на механико-математический факультет НГУ, закончила, вышла замуж, родила детей, работала программистом в НИИСистем. Иногда трепыхалась, рефлексировала, активно посещала театры в качестве зрителя. Но, в общем, на тот момент математика победила.

Струна2.JPG

Перелом

Был связан с происходящими в стране событиями. В 90-е годы наука была в кризисе, наш институт таял на глазах. Нужно было уходить в коммерческую структуру программистом. Или? Или попробовать осуществить свою детскую мечту! Одно из изречений Лопе де Вега стало моим девизом: «Чтобы душа осуществила свою надежду». Видимо, для этого пришел срок. К тому времени я занималась в любительской студии, понимала свои актерские возможности. Но в 37 лет путь в актрисы был невозможен, о режиссуре толковых представлений не было. Ясно было одно – я хочу получить профессию в пространстве театра. Вот с таким багажом поехала в Алтайскую Академию культуры и искусства на отделение режиссуры в мастерскую Вахрамеевых, куда легко поступила. Оказалось, что и к режиссуре я подготовлена - с детства всегда что-то организовывала, ставила спектакли, да и математическое образование было в плюс. Как зритель рефлексирующий, анализирующий, интуитивно многие вещи воспринимала, и даже вкус к современным театральным формам сформировался до учебы. Институт все это углубил, зафиксировал, развил и дал инструментарий.  А главное – сознание перевернул!

Рождение «СТРУНЫ»

На 3-м курсе возникла потребность ставить что-то самостоятельно, вне стен учебного театра. Проверить себя. Ближайшим местом, где не было вообще никакого театра, был Дом культуры «Приморский», куда я и обратила свой взор. Директор и худрук легко согласились. У меня был один актер в запасе – Сережа Мазикин. А первым режиссерским опытом стал спектакль «Двое на качелях» по пьесе Гибсона, которую мы сыграли в октябре 2004 года. С этого момента театр и стал отсчитывать года.

Почему именно «СТРУНА»? Я много раз отвечала на этот вопрос. Свой голос, своя вибрация... Что-то из этой области. Ведь в творчестве необходимо иметь свое лицо, свой стиль. Мне кажется, у нас это есть. К этому причастен, в том числе, Антон Кремаренко, который все 15 лет рядом со мной в «СТРУНЕ» – наш дизайнер, сценограф, автор видео. И по совместительству – сын.

Вдохновение, глубина, объем

Спустя какое-то время после первой премьеры в театр стали приходить мои однокурсники по Алтайской Академии, и студия стала профессиональным коллективом. Очень важным пунктом для меня как для режиссера является литература, по которой ставится спектакль. С ней должна случиться любовь, не меньше. Тогда есть вдохновение, есть глубина, есть объем. Поэтому мои авторы составляют потрясающий ряд: Чингиз Айтматов, Николай Гоголь, Василий Шукшин, Антон Чехов, Валентин Распутин, Марина Цветаева, Нодар Думбадзе, Эрих Ремарк, Джером Сэлинджер. Из современников – Олег Богаев, Людмила Петрушевская.

Около 25 спектаклей поставлено за эти годы! Менялись актеры, менялись сценические площадки, изменилась моя собственная (в том числе, личная) жизнь. Но главный посыл театра остался магистральным – говорить о человеке, о болевых проблемах пронзительно, современно, без штампов и назиданий. Мы хотим, чтобы наши спектакли будили и бередили, возбуждали вопросы, а не давали готовые рецепты. Наш зритель – думающий и чувствующий человек, готовый на привычные вещи посмотреть по-новому.

В 2009 году мы впервые прошли отбор на фестиваль профессиональных театров. С тех пор участвовали не раз, являемся лауреатами и дипломантами международных театральных фестивалей камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец» (Москва), «МолдФестРу» (Кишинев), «Театроник» (Харьков), «ТеатроМагия» (Самара), международного театрального фестиваля «Белая Вежа» (Брест), а также лауреатами 1 степени международных театральных фестивалей-конкурсов в номинации «Профессионалы» в Кемерово, Тюмени, Новосибирске, Крыму, Санкт-Петербурге. Для нас эти фестивали, главным образом, служат для понимания, как мы работаем, куда движемся, ведь очень важно слышать профессиональное сообщество, а не просто вариться в собственном соку.

Левый фестиваль и Культурные ночи

С 2013 года мы придумали и свой фестиваль – городской фестиваль современного сценического искусства ЛевФест (Левый фестиваль). Мы очень хотели, чтобы современные тенденции, происходящие в профессиональной сфере, распространялись в любительских творческих коллективах. Я вдохновляюсь этими смелыми художниками, которые пробуют новое, которые ищут собственный путь. Часто их никто не поддерживает – такое творчество не очень монтируется в стандартных концертах. Хочется их поддержать, где-то подсказать, где-то дать возможности.

С приходом нового директора в ДК «Приморский» Ларисы Фишер и обновления творческой команды (куда попал режиссер Павел Бекетов, актер «СТРУНЫ») появились интересные совместные проекты. Самым заметным стал проект «Культурные ночи на ОбьГЭС», внесенный по итогам 2018 года в «Золотую книгу культуры Новосибирской области». Вокруг дома культуры стала формироваться интеллигенция, образованная молодежь, причем не только из местных, но сюда притягиваются зрители из Академгородка, Бердска, ВАСХНИЛа, других районов Новосибирска. Так что наша ставка на сеяние «разумного, доброго, вечного» оказалась необходимой, востребованной.

Струна1.JPG

А мы продолжаем репетировать, придумывать, «держать нос по ветру», с интересом воспринимать опыт коллег – в Новосибирских театрах, и не только театрах, происходит масса интереснейших событий! В общем, жить и творить на полную катушку! Играй, «СТРУНА»!

Двойной юбилей «СТРУНЫ» и режиссера коллектив театра отмечает театрально-поздравительным действом со следствием и приговором «Все дело – в СТРУНЕ!». Состоится оно 29 сентября в 17 часов в ДК «Приморский» (ул. Молодости 15). Юбиляры приглашают всех заинтересованных в исходе дела лиц, субъективно настроенных и любящих театр! Билеты в кассе, тел. 345-16-31.

Анна Ильина. Фото: Театр «СТРУНА»



Просмотров: 274