«Севильский цирюльник»

«Севильский цирюльник»
31 Октября 2018

Опера Джоаккино Россини вернулась на сцену НОВАТа

Санаторий вместо замка, ворвавшиеся в него моряки вместо оккупировавших хоромы солдатов, использование почти забытых музыкальных инструментов органично вписываются в сюжет поставленной на сцене НОВАТа классической комичной музыкальной оперы «Севильский цирюльник».


Режиссер-постановщик Дмитрий Белянушкин, опираясь на классический сюжет, создал свою историю насмешника и плута Фигаро. Действие знаменитой комедии Бомарше перенесено из родового замка начала XIX столетия в здравницу врачевателя Бартоло, пользующуюся спросом в начале XX века. В первой сцене спектакля ранним утром несколько отдыхающих сидят в летних креслах на веранде. Но уже с рассветом в санатории вовсю кипит работа. Доктор Бартоло «строит» и отчитывает по поводу и без своих сотрудников. И тут же любезно встречает новых клиентов, целуя ручки дамам и обнимая, как лучших друзей, прибывших сеньоров.

В спектакле значительный акцент сделан на различные виды суперсовременных в период бума электричества оздоровительных приборов: массажеров для ног, мини-парной, больше похожей на кедровую бочку, фонарей-прожекторов, имитирующих солярий столетней давности.

Ц1.JPG

Мечта доктора Бартоло – жениться на прекрасной Розине (меццо-сопрано Василиса Бержанская), живущей взаперти под его надзором. Ведь содержать и дальше огромный санаторий с новаторскими аппаратами без инвестирования наследства своей воспитанницы становится для него невозможным. Но планы Бартоло нарушает влюбленный в Розину граф Альмавива (итальянский тенор Франческо Туппо, исполнивший в НОВАТе свои арии лишь в первый премьерный день 27 октября). Альмавива поет серенады под окном возлюбленной и привлекает для завоевания своей музы предприимчивого и пройдошного местного цирюльника Фигаро (густой, богатый, обволакивающий своим пением пространство большого зала баритон Павел Янковский).

Именно на этом золотом составе (Франческо Туппо, Василиса Бержанская, Павел Янковский), постоянно поддерживающем драйв двухчасового спектакля (постановка длится 2 чача 50 минут с антрактом), посчастливилось побывать приглашенным новосибирским корреспондентам.

Дмитрий Белянушкин.JPG

Молодой режиссер Дмитрий Белянушкин, в чьей творческой копилке порядка 12 музыкальных, в том числе оперных, постановок в ведущих российских театрах, привнес в «Севильского цирюльника» свои новшества. И это не только смещение событий на целый век вперед. В спектакле появляются новые герои, не описанные изначально в XVIII столетии Пьером Бомарше (автором четырехактной пьесы) и не включенные позднее, в XIX столетии, композитором Джоаккино Россини.

– Жанр позволяет ввести гротескные персонажи. И мы их ввели, – рассказал Дмитрий Белянушкин.

Так появился сбежавший лабораторный горилла. В прошлом веке в медицинских центрах содержали обезьян этой и других пород. На них проводили опыты новых методов лечения. Но горилла оказался добрым. Правда, заигрался случайно попавшим к нему в лапы револьвером, чем сильно напугал всех обитателей санатория. Но животное удалось обезвредить: у уснувшей обезьяны изъяли огнестрельное оружие, затем перевязав ей веревками все четыре лапы.

Когда началась Первая мировая война, в здравницы за счет госсредств направляли на лечение на только богатых и знаменитых, но и военных. Например, солдат.

– А мы заменили их на моряков, – заметил Дмитрий Белянушкин.

Ц3.JPG

Наконец – финал. Во всех постановках опущено объяснение, почему все-таки отвергнутый жених Бартоло в концовке желает счастья молодым.

– Должна же быть в этом какая-то логика! – считает режиссер-постановщик.

Потому было введено уточнение, что влюбленный в Розину граф Альмавива даже отказался от ее наследства в пользу Бартоло. Чем это не радость для владельца дорогущего санатория? Желанное наследство он получил, так что можно и невестой поступиться.

Дмитрий Юровский.JPG

По словам главного дирижера НОВАТа Дмитрия Юровского, в «Севильском цирюльнике» не обошлось и без музыкальных экспериментов.

– В нашей комедии мы используем редкий сейчас ударный музыкальный инструмент систр, на котором древние египтяне играли на похоронных процессиях. На большом барабане, чтобы извлечь необходимые звуки, стучат не палочками, а березовым веником – такая традиция была, но потом исчезла. Есть небольшие гармонические изменения в звучании струнных – в плане форшлагов, мордентов»...

«Севильский цирюльник» возрожден на сцене новосибирского оперного спустя три десятилетия. Впервые опера Россини была поставлена на местных подмостках в 1946 году. Возобновилась в 1950-х, а потом в 1980-х. 16 декабря 2015 года в рамках проекта «Открытый НОВАТ» «Севильский цирюльник» прозвучал в полуконцертном стиле. И наконец к концу 2018 года превратился в полнометражный спектакль – с декорациями, костюмами, титрами.

Ц2.JPG

Эту оперу, несомненно, ждет многолетний успех. В НОВАТе рассчитывают, что в ближайшие пару лет она будет собирать аншлаги. Следующий звездный состав с итальянскими мастерами оперного пения Алессандро Лучано (Граф Альмавива) и Мауро Бонфанти (Фигаро) выступит на сцене НОВАТа 16 ноября.

Эльвира Корченко. Фото Лилии Вишневской


Просмотров: 95