Балет «Спящая красавица». Бессмертная классика с испанским колоритом

Балет «Спящая красавица». Бессмертная классика с испанским колоритом
3 Ноября 2016

Бессмертная классика с испанским колоритом

Конец октября отметился очередным ярким событием в театральной жизни столицы Сибири. На сцене НОВАТа прошла премьера всем известной сказки Шарля Перро, но в совершенно неожиданном для публики хореографическом прочтении. Знаменитый испанский постановщик Начо Дуато вдохнул новую жизнь в балет, который неизбежно сравнивают с классической постановкой Мариуса Петипа. Этот спектакль до недавнего времени шел лишь в театрах Санкт-Петербурга и Берлина. А теперь и Новосибирск удостоился чести представить зрителям дивную «Спящую красавицу».

Знаменитый испанский хореограф, ныне возглавляющий Государственный балет Берлина, обратился к балету Чайковского во время своей работы в России, в Михайловском театре. Яркий, красочный балет, украшенный многоплановыми декорациями, инсталляцией, игрой теней и света, красивыми костюмами и безупречной пластикой ведущих новосибирских артистов, был поставлен всего за пару месяцев.

«Сильно сомневаюсь, что сейчас танцуют так же, как 120 лет назад, – приводит пресс-служба театра слова Начо Дуато. – Я хотел сделать что-то свое, но в рамках классики: пуанты, пачки, пируэты. Я не реставратор, который восстанавливает былой вид вещей, я, скорее, архитектор, который создает нечто новое. Мне неинтересно подкрасить, подрисовать то, что было уже до меня. Но это не из-за отторжения версии Петипа, а наоборот – из уважения к ней...».

«Спящая красавица» Мариуса Петипа, поставленная в 1890 году в тесном сотрудничестве с Петром Чайковским, считается «энциклопедией классического балета». И это несмотря на то, что идея – отдать партию Карабос мужчине, в то время отнюдь не укладывалась в строгое понятие «классики». Начо Дуато продолжил традицию Петипа – на роль злой волшебницы он лично утвердил молодого новосибирского танцовщика Марата Шемиунова. Как отметил исполнитель партии Феи Карабос, эта партия особенно удалась хореографу – она стала главным потрясением первого акта! Вместо скрюченной, злобной старухи мы увидели властную молодую женщину, яркую, безудержную в своих желаниях. Танцы Феи Карабос будоражат воображение публики: персонаж эффектно появляется из-под невесомой черной ткани в сопровождении целой свиты страшных чудищ, сметая всё на своем пути. Мощью и энергией пронизан каждый ее па! Зал замирает в восхищении от такой дерзости...

О новаторских идеях «Спящей красавицы», о новых работах и старых друзьях – хореограф-постановщик Начо Дуато.

С3.JPG

– Вопрос традиционный: как долго шла подготовка к премьере?

– Мой ассистент два месяца работал над этим спектаклем. Я приехал в Новосибирск за неделю до премьеры. Конечно, есть еще некоторые шероховатости в исполнении некоторых сцен. Но, думаю, с каждым показом спектакль будет становиться всё лучше и лучше. Чем больше артисты его танцуют, чем больше практикуют, тем картинка будет четче и совершеннее.

– Наша сцена не натолкнула вас на идеи новых постановок?

– Например, поставить «Баядерку»? (смеется). В Берлине тоже большая сцена...

– Довольны ли вы результатами работы с новосибирскими артистами?

– Принимая во внимание небольшое время, которое было отпущено для подготовки премьеры, я скажу так: артисты новосибирского балета очень и очень хороши. Возможно, они привыкли танцевать нечто более классическое. Но я вижу, что современная хореографическая импровизация «Спящей красавицы» была им весьма интересна.

С1.JPG

– Этот спектакль уже идет в Берлине и Санкт-Петербурге. С точки зрения хореографии первые постановки отличаются от нынешней?

– Нет, они совершенно идентичны. Хореография абсолютно одинакова, шаги те же самые... Только сцена ваша гораздо больше, поэтому артистам балета приходится преодолевать большее пространство, а значит, двигаться им приходится гораздо интенсивнее. Но уверяю вас: спектакль идет один в один.

– Мы видели ваш балет «В лесу» и «За вас приемлю смерть»... Над чем вы сейчас работаете?

– Недавно в Берлине прошла премьера моего «Щелкунчика». Скоро буду ставить его у вас, в оперном театре. Когда именно – этот вопрос мы всё еще уточняем с Владимиром Абрамовичем. Кроме того, сейчас я работаю над новым спектаклем под названием «Земля» – о том, как человечество загрязняет и разрушает, наш общий дом. Однако с балетом «В лесу» у него нет ничего общего, никаких параллелей я не провожу. Просто мне очень нравится природа. Можно лишь сожалеть, что люди не ценят красоту и богатство нашей планеты.

– А кто написал музыку к спектаклю «Земля»?

– Три композитора из Берлина. Эти музыканты практикуют электронную музыку и одновременно являются диджеями.

– Вы известны как мастер современной хореографии. Чем для вас привлекателен классический балет?

– Я получил классическое образование, и считаю: чтобы исполнять мои работы, необходимо именно классическое образование. Мне очень повезло, что в свое время господин Кехман предложил мне возглавить балетную труппу Михайловского театра. Здесь я впервые обратился к классике и занялся современными постановками «Щелкунчика» и «Спящей красавицы». В России мне посчастливилось работать с такими всемирно известными артистами балета как: Васильев, Сарафанов, Соболева, Осипова, Лопаткина, другими российскими звездами. Я многое почерпнул от них и, надеюсь, что они что-то почерпнули от меня.

С2.JPG

– Вам нравится Россия?

– Очень нравится! Пельмени, водка, лосось... (смеется). Но особенно – то, что во многих русских классических балетах есть испанские танцы. Они очень нравились Петипа: он долгое время жил в Испании, в Мадриде. Несмотря на то, что мы далеко друг от друга, наши культуры имеют много общего.

– Вы когда-нибудь думали, что попадете в Сибирь? Это для вас экстрим?

– Скажем так: предполагал (смеется). Когда я узнал, что господин Кехман назначен директором в этот театр, я сразу понял, что однажды он мне позвонит...

Первый опыт Начо Дуато на новосибирской сцене оказался удачным. В финале спектакля публика восторженно приветствовала артистов и постановочную группу. Опустела сцена, упал занавес, а зрители еще долго аплодировали сказочной атмосфере, царившей в зрительном зале. Столица Сибири с нетерпением ждет от темпераментного испанца новых работ и новых ярких впечатлений!

До сье «Бумеранга». Начо Дуато. Известный испанский хореограф, Кавалер французского Ордена искусств и литературы. Уроженец Испании, учился в Лондоне, Брюсселе и Нью-Йорке, танцевал в Нидерландском театре танца. Там же, с благословения Иржи Килиана, поставил свои первые балеты. Сегодня его работы представлены театрами Берлина, Мадрида, Токио, Нью-Йорка, Праги, Лондона, Санкт-Петербурга. Более 20 лет руководил Национальным театром танца Испании театром, сформировал его индивидуальное лицо и превратил в один из ведущих коллективов мира. Затем следует «русский период» в творчестве Дуато: в 2011-14 годах в качестве художественного руководителя балета Михайловского театра в Санкт-Петербурге он не только продолжил ставить современные балеты, но и впервые в своей карьере обратился к классике. Так увидели свет его оригинальные версии балетов Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Награжден золотой медалью правительства Испании за заслуги в области искусства, французским орденом Искусств и литературы. Обладатель международного балетного приза Benois de la Danse как лучший хореограф года за постановку балета «Многогранность. Формы тишины и пустоты. Удостоен награды Союза художественных критиков Чили, а его балет «В лесу» был номинирован на премию «Золотая маска».

С Досье.jpg

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 1729