Летняя школа на острове Самойловском

Летняя школа на острове Самойловском
27 Мая 2020

Новосибирские ученые запустили на арктической станции для студентов со всего мира

25 мая 2020 года на круглогодичной научно-исследовательской станции «Остров Самойловский» в дельте реки Лена была открыта летняя школа для студентов из России и других стран в рамках «Междисциплинарного научно-образовательного центра полярных исследований» НГУ, сотрудниками которого являются многие ученые ИНГГ СО РАН и геолого-геофизического факультета НГУ.

О том, что предполагается сделать, рассказали Николай Эдуардович Михальцов (научный сотрудник лаборатории геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН, к.г.-м.н.) и Валерий Арнольдович Верниковский – заведующий лабораторией геодинамики и палеомагнетизма ИНГГ СО РАН, декан ГГФ НГУ, академик РАН.

Почему это важно?

В рамках летней школы ученые будут вести системную подготовку студентов и аспирантов в области наук о Земле и смежных сферах в арктических условиях. Такие специалисты очень востребованы сейчас, когда изучение Арктики для России является одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений. На Самойловском студенты и аспиранты получат уникальный опыт работы в экстремальных полярных условиях и ознакомятся с самыми современными методами изучения строения земной коры, почвы, растений, атмосферы и климата.

Дельта реки Лена, вид со спутника.jpg

Дельта реки Лена, вид со спутника

Валерий Арнольдович Верниковский подчеркнул особую важность подобной подготовки, поскольку студенты и аспиранты НГУ, обучающиеся на станции и ведущие там научные исследования – это будущие научные сотрудники ИНГГ СО РАН, ИГМ СО РАН, других институтов и производственных организаций России, работающих в Арктике.

Начиная с 2016 года, дополнительное финансирование со стороны НГУ позволило ученым расширить исследования в дельте Лены и ежегодно организовывать полевую практику (в рамках «Центра подготовки полярных геологов») не менее чем для 10 обучающихся всех уровней (бакалавров, магистрантов и аспирантов).

Возможные точки проведения научных исследований в рамках летней школы.jpg

Возможные точки проведения научных исследований в рамках летней школы

Международное сотрудничество

Ученые намерены максимально расширить программы подготовки и работать не только с российскими, но и с иностранными студентами. Опыт у новосибирских специалистов уже есть. Так, в 2018-м и 2019-м годах учебную геологическую практику в дельте реки Лена прошли студенты Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL, Швейцария).

Ребята изучили отложения первой террасы острова Самойловский, исследовали криокомплекс в юго-восточной части острова Курунгнах, а также слагающие породы разреза горы Америка-Хая. Практика получила максимально положительную оценку зарубежных коллег.

В настоящее время обсуждаются возможности проведения такой школы-практики с университетом Гамбурга. В рамках полевого обучения студенты займутся не только геологией и геофизикой, но также геоботаникой и почвоведением.

Сроки и планы

Первая летняя школа на Самойловском планировалась к проведению в конце июля – начале августа 2020-го года, но в связи с мировой пандемией коронавируса сроки могут быть сдвинуты. По словам Николая Эдуардовича Михальцова, если мероприятие будет невозможно организовать в 2020-м, то оно обязательно пройдет в 2021-м году.

НИС «Остров Самойловский».jpg

НИС «Остров Самойловский»

В дальнейшем летнюю полевую школу на Самойловском планируется сделать ежегодной. Ученые хотят максимально расширить спектр преподаваемых дисциплин, включив в них климатологию и методы дистанционного зондирования.

Набор слушателей в летнюю школу может проводиться как по договорам с университетами, так и путем открытого набора. Слушателями могут стать учащиеся российских и иностранных вузов. Однако количество слушателей будет ограничено возможностями размещения и обслуживания студентов и преподавателей на полярной станции «Остров Самойловский». Предварительная программа школы рассчитана на три недели.

Текст под редакцией Павла Красина.

Иллюстрации предоставлены А.А. Картозией и Н.Э. Михальцовым


Просмотров: 85