Мэр Анатолий Локоть: «Мы анализируем главный финансовый документ города, от которого зависит судьба Новосибирска и благополучие граждан»

Мэр Анатолий Локоть: «Мы анализируем главный финансовый документ города, от которого зависит судьба Новосибирска и благополучие граждан»
19 ноября 2015

В Горсовет был передан бюджет развития города на 2016 год

В пятницу, 13 ноября, мэр Новосибирска Анатолий Локоть представил Совету депутатов проекты бюджета города Новосибирска на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов, а также план социально-экономического развития города Новосибирска, охватывающий период с 2016 по 2018 год:

Мэр призвал собравшихся со всей серьезностью отнестись к предстоящей работе по обсуждению бюджета во всех комиссиях Совета депутатов города, чтобы более тщательно рассмотреть каждый пункт, каждую цифру. «Мы анализируем главный финансовый документ города, от которого зависит судьба Новосибирска, благополучие граждан. Это обсуждение добавит нам понимания возможностей и приоритетов бюджета, которые я призываю оценивать максимально взвешенно», – подчеркнул Анатолий Локоть.

Перенести инвестиционные планы на отдаленные периоды

Рост промышленного производства в 2016 году прогнозируется на уровне 0,5%

Анатолий Локоть вкратце описал экономическую ситуацию, в которой функционирует город, отметив при этом падение инвестиционной активности предприятий. «Учитывая ограниченные финансовые возможности бюджетной системы, снижение уровня доходов населения и общую экономическую осторожность инвесторов, мы ожидаем, что инвестиционные планы предприятий будут переноситься на более отдаленные периоды. По нашим оценкам, в 2016 году в Новосибирске объем инвестиций еще сохранится на уровне 2015 года. А в 2017 и 2018 годах мы прогнозируем уже некоторый прирост – в сопоставимых ценах 2,5% и 2,7% соответственно». При этом мэр отметил и позитивные тенденции – положительные темпы роста местной промышленности, в то время как в среднем по стране они снижаются. Эту позитивную динамику обеспечила, в первую очередь, обрабатывающая отрасль, прирост которой в текущем году составил 12% по сравнению с прошлым годом. Что в значительной степени связано с реализацией Гособоронзаказа нашими предприятиями. В целом же по промышленному производству в 2016 году прогнозируется умеренный рост на уровне 0,5% в сопоставимых ценах, а в целом за 2016-2018 годы – на 3,4%.

Оптимизировать использование муниципального имущества

Дефицит бюджета на 2016 год планируется на уровне 1 млрд рублей

Основные параметры бюджета Новосибирска.jpg

Представляя проект бюджета в социально-экономической сфере, мэр призвал максимально объективно оценивать состояние дел во всех сферах жизни Новосибирска, чтобы избежать невыполнения бюджетных обязательств и наращивания внутреннего долга. При этом он отметил, что подобный подход уже обеспечивал городу экономическую стабильность и даже некоторое развитие, несмотря на общий спад экономики в текущем 2015 году. Затем коротко остановился на основных характеристиках основного финансового документа, обозначив при этом, что дефицит бюджета на 2016 год планируется на уровне 1 млрд рублей.

«Главный фактор сегодня, который оказывает влияние на формирование доходов бюджета, – это значительное снижение темпов роста по НДФЛ. Поэтому при формировании бюджета мы исходили из скорректированных рекомендаций Правительства региона, в которых темп роста НДФЛ на 2016-2017 годы был снижен с 10% до 6%. Однако даже такой темп прироста является очень оптимистичным и несет риск невыполнения плановых показателей в следующем году. В текущей ситуации мы приняли решение о необходимости наращивания неналоговых доходов за счет продолжения работы по оптимизации использования муниципального имущества. В итоге на 2016 год прогноз по собственным доходам составляет 22 млрд 271 млн рублей, на. 2017-й – 22 млрд 917 млн. Прогноз на 2018 год рассчитан в сумме 23,5 млрд рублей».

Мэр также отметил, что в 2016 году наиболее значимыми источниками доходов остаются безвозмездные поступления и НДФЛ (34% и 32% соответственно), значительную часть доходов планируется получить от земельного налога (9%) и доходов от аренды земли (9%).

Главный ориентир – социальные обязательства

В 2016 году расходы на образование составят 59% или 20 млрд 657 млн рублей

Анатолий Локоть отметил, что при формировании расходной части бюджета на ближайшую трехлетку были определены главные ориентиры. «Первый ориентир – традиционный и безусловный. Это выполнение всех социальных обязательств перед горожанами в полной мере. Также это погашение кредиторской задолженности по всем направлениям, включая капитальные вложения».

Мэр акцентировал внимание на важнейшекй задаче, которую предстоит решить в следующем году, – выделение средств для выполнения программы поэтапного повышения оплаты труда работников сферы образования, культуры, социальной политики в соответствии с принятыми отраслевыми «дорожными картами». Также в 2016 году среднемесячная заработная плата вырастет в сфере городского хозяйства: в ЖКХ – на 6%, на транспорте – на 3%. Помимо этого сохранятся и другие социальные обязательства – выплаты пособий и денежных вознаграждений различным социальным категориям граждан. В 2016 году на социальные выплаты предусмотрено 327 млн рублей. В числе других приоритетов – выполнение ремонтных работ и укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, планово-предупредительный ремонт дорог и тротуаров. «Мэрия будет выполнять все обязательства по обеспечению горожан теплом, водой и электроэнергией; по организации вывоза бытовых отходов; обеспечивать бесперебойную работу пассажирского транспорта; создавать условия для безопасного движения пешеходов; продолжать работы по благоустройству парков и скверов, всех зеленых зон города Новосибирска», – пообещал градоначальник.

Структура доходов бюджета 15 и 16.jpg

В небольшом объеме, но все же будут осуществляться и капитальные вложения – как за счет бюджета города, так и за счет средств областного бюджета. В 2016 году из областного и федерального бюджетов для города планируются субсидии на реконструкцию автомобильных дорог (100 млн рублей), на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (131 млн), на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (34 млн).

«Конечно, это далеко не все задачи, которые нам предстоит решать. Мы будем продолжать обсуждение с Правительством Новосибирской области о возможностях дополнительного софинансирования по другим направлениям объектов капитального характера. Среди них: реконструкция и капитальный ремонт школ (№37, 82, 155, школа на Горском жилмассиве), автомобильных дорог (продолжение работ по ул. Георгия Колонды). Это программы реконструкции жилого фонда, ремонта тепловых сетей и, безусловно, продолжения строительства метрополитена. Без софинансирования из областного бюджета город не сможет в одиночку решить эти задачи. И мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса, в том числе Законодательного собрания области, в достижении договоренностей по поиску дополнительных источников финансирования», – подытожил Анатолий Локоть.

Обеспечить финансовую стабильность города

Возможность выхода на бездефицитный бюджет рассматривается уже в 2017 году

Второй ориентир, на которые опираются городские власти, – обеспечение сбалансированности, бюджетной устойчивости и финансовой стабильности в городе. Для этого в бюджете предусмотрены следующие возможности. Величину внутреннего долга на 2016-2018 годы планируется сохранить в размере 16,6 млрд рублей. При условии выхода на бездефицитный бюджет, к 2019 году удельный вес долга в собственных доходах бюджета составит порядка 70%. По словам мэра, данная стратегия предполагает возможность выхода на бездефицитный бюджет уже в 2017 году.

«Проведение предельно взвешенной политики по управлению внутренним долгом – непременное условие обеспечения финансовой стабильности и устойчивости бюджета. Если мы не удержимся на этих 75% и не будем их снижать, то в дальнейшем нас могут ожидать очень неприятные последствия. Мы должны сосредоточиться на поиске дополнительных резервов по доходным источникам. Я дал поручение и дальше проработать вопрос направления в бюджет дополнительных доходов, получаемых от аренды и продажи земли», – заявил Анатолий Локоть.

Обеспечить наращивание бюджета развития

Объем капитальных вложений в 2016–2018 годах сведено до минимума

Структура расходов бюджета 15 и 16.jpg

Третьим ориентиром на будущий год был назван поиск возможностей для наращивания бюджета развития, который будет в дефиците. И хотя полностью капитальные вложения не прекращаются, по словам мэра, их объем сократится в 2016- 2018 годах до минимальных за последние годы значений.

«Достаточного бюджета развития для инвестирования в дорожное строительство, образование у нас не будет, если мы будем пытаться решать эти задачи самостоятельно. В связи с этим мы очень надеемся, что до конца года произойдут изменения в проектировках федерального и регионального бюджетов. Мы рассчитываем на возможность получить субсидии из федерального бюджета, которые еще не прописаны федеральным законодателем», – обозначил позицию городских властей по этому направлению новосибирский градоначальник.

 

Курс на развитие городской экономики

Продолжать курс на поддержку инновационного развития городской экономики необходимо, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию, уверен мэр. «Я об этом неоднократно говорил и еще раз хочу повторить: никакой альтернативы такому развитию не существует. Тем более в таком городе, как Новосибирск». Для осуществления данного направления Анатолий Локоть озвучил ряд условий. Во-первых, необходимо задействовать весь инновационный потенциал наших предприятий и расширять практику использования механизмов государственно-частного партнерства, тем более что такой опыт у Новосибирска уже имеется. Во-вторых, пересмотреть систему мер государственной поддержки субъектов экономической деятельности, учитывая реально существующие потребности развития Новосибирска, с целью получения максимального эффекта от бюджетных ресурсов. В-третьих, активизировать нематериальные ресурсы. Наконец, необходимо избегать второстепенных затрат, концентрируя силы на подъеме реального сектора.

Президиум.jpg

В завершение Анатолий Локоть выразил убежденность в том, что обсуждение бюджета города будет непростым. И решения, которое предстоит принять депутатам и представителям законодательной власти, тоже будет непростое. Но сделать это необходимо, причем исходя из объективных реалий. «Мы должны сосредоточить усилия на главном. Стремиться к оптимальному балансу между запасами прочности и задачами развития. Поэтому сегодня я прошу депутатов смотреть не только в 2016 год, а смотреть на шаг вперёд, стараться заглянуть за горизонт. Наши с вами общие основные задачи – сохранить социальную стабильность и заботиться о новосибирцах, обеспечить надежную работу систем жизнеобеспечения и изыскивать резервы, укрепляя экономический потенциал города. Для этого у нас всё есть».

После чего мэр передал Прогноз социально-экономического развития и проект бюджета города Новосибирска и. о. председателя Совета депутатов Ренату Сулейманову.

С ответным словом выступили депутаты Совета депутатов города Новосибирска.

 

МНЕНИЯ

Начинать нужно с себя

Депутат горсовета Игорь Салов отметил, что в целом он согласен с основными моментами проекта нового бюджета, но хотел бы напомнить, что в этом году город потеряет около 4 млдр рублей, подчеркнув, что в сегодняшней ситуации требуется не просто консервативный вариант бюджета, а бюджет с максимальной экономией. При этом начинать экономить надо с себя, а для этого нужна административная реформа.

«Очень важно, чтобы сегодня все депутаты Горсовета при работе с бюджетом, в первую очередь, обратили внимание на расходы власти на саму себя. Нам нужно увидеть все расходы мэрии перед тем, как мы начнем обсуждать бюджет 2016 года», – сказал Игорь Салов. Депутат отметил важность такого момента, как понимание необходимости инновационного развития промышленности, кроме того, предложил коллегам подумать о введении налога на имущество юридических лиц как на один из способов пополнения городской казны. «Тогда город будет крупно заинтересован в развитии, субсидировании инновационной и инвестиционной деятельности промышленных предприятий», – добавил он.

Анатолий Локоть согласился с мнением депутата и заверил, что в ближайшее время вся информация по расходам на содержание аппарата власти будет предоставлена

Строительство школ – приоритетная задача

Заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска Евгений Яковенко поблагодарил коллег за оптимистичный настрой, подчеркнув, что хотя ситуация и тяжелая, но не критическая. «Депутаты Горсовета, как люди энергичные и инициативные, готовы направить все свои силы на решение проблем бюджета. Одна из приоритетных  задач города – строительство школ». Депутат рассказал о пикете жителей микрорайона Ключ-Камышенского плато. Вопрос – строительство 155 школы. Впервые проблема была озвучена в 2005 году, с 2010 года она попала в наказы избирателей, теперь – на заметке депутатов VI созыва. Он подчеркнул, что вся надежда только на федеральную программу строительства школ, и заверил, что депутаты приложат максимум усилий, чтобы добиться результата, «но при этом должны быть спланированы и скоординированы усилие всех ветвей власти».

Мэр выразил согласие с мнением Евгения Яковенко и назвал школу №155 в списке приоритетных объектов в планах города.

Люди должны понимать, каким образом формируется бюджет

Очень важное предложение внесла депутат от округа №35 Наталья Пинус, подчеркнув, что, несмотря на то, что она молодой депутат, все равно ответственно относится к вопросу и ищет пути, как можно повлиять на ситуацию. «Я встречалась с преподавателями и студентами института экономики, и они готовы поработать и сформулировать предложения в отношении нашего городского бюджета», – сообщила она, заявив, что от такой возможности не стоит отказываться, ведь порой бывает, что свежий взгляд может указать на какие-то интересные моменты. Наталья Пинус уверена, что мэрии необходимо знакомить горожан с бюджетом города: «Люди должны понимать, каким образом формируется бюджет и на что тратится».

Анатолий Локоть поблагодарил молодого депутата за неформальный подход к работе и заверил, что вопрос сотрудничества в бюджетной сфере с ведущими экономическими вузами города будет взят на заметку.

Итак, проект бюджета уже в Горсовете. В ближайшее время депутаты проанализируют его на профильных комиссиях, внесут свои корректировки. После этого документ будет вынесен на сессию. Первое чтение намечено на 2 декабря.

Лилия Вишневская.

Фото автора

Просмотров: 2415

Новости
Добрыня и Аврора участвуют и побеждают
Команда из школы «Добрыня и Аврора» поселка Ложок (Академгородок) приняла участие в Национальном Чемпионате по робототехнике «Красноярск 5.0», который прошел 5-7 апреля. Они были единственными представителями НСО на Чемпионате и привезли домой победные кубки.
Вспоминая Жванецкого
Недавно в Академгородке вспоминали известного сатирика Михаила Жванецкого. В Доме ученых прошло два мероприятия его памяти.  
Это выставка «Михаил Жванецкий: я шел своей дорогой…» и очередное (15) заседание Клуба межнаучных контактов СО РАН «Читаем Жванецкого: от студента до академика».
Мост в китайскую мечту
Региональный тур 17 Всемирного конкурса по китайскому языку для школьников «Китайский язык – это мост» прошел 12 апреля. В нем приняли участие ученики школы МБОУ СОШ № 112, а также ученики из других школ Новосибирска, Кемерово, Екатеринбурга, Барнаула и Бийска. С каждым годом количество участников и уровень подготовки школьников растут, что говорит о популярности китайского языка и важности его изучения.
Мэрия расскажет про благоустройство территорий
18 апреля в 16 часов в Ресурсном центре общественных инициатив «Активный город», по адресу ул. Арбузова, 1а состоится «Информационный день мэрии города Новосибирска», посвященный вопросам благоустройства территорий. Приглашаются все желающие.
В армию – до 30 лет И в погранвойска
8 апреля на аппаратном совещании в Администрации Советского района Военный комиссар Советского и Первомайского района Эдуард Зевин рассказал об особенностях нынешнего призыва:
Вверх