Олег Гаркуша: «Друзья говорят, что я должен играть Коровьева»

Олег Гаркуша: «Друзья говорят, что я должен играть Коровьева»
26 января 2012

Олег Гаркуша - одна из самых ярких личностей питерского рок-клуба: в свои 50 с хвостиком шоумен группы «Аукцыон» пишет стихи, играет в кино, активно занимается общественной деятельностью и, конечно, по-прежнему выступления «Аукцыона» сложно представить без его долговязой фигуры в центре сцены. Вот и в день долгожданного концерта группы, презентующей в Новосибирске свой новый альбом «Юла», Олег Алексеевич отдувался за весь коллектив, давая интервью новосибирским журналистам в книжном магазине «Капитал».

- В альбоме «Юла», когда заканчивается песня «Хомба», Леонид Федоров смеется и говорит, что опять перепутал все слова. Насколько, на Ваш взгляд, сложны для восприятия тексты Дмитрия Озерского?

- Если читать Димины тексты, я не скажу, что это великая поэзия, и он сам это знает прекрасно, но в совокупности с гениальной музыкой Лени Федорова это хорошо. Иногда такое называется «рыбой»: Леня показывает Диме мелодию, а он вставляет определенные слова. В итоге получается некая песня. У меня немного другая история – из тех стихотворений, которые я писал и пишу, не так-то просто сделать красивую песню, но в альбоме «Юла» это получилось, и я признателен, что три моих стихотворения вошли в альбом – «Карандаши и палочки», «Кожаный» и «Природа».

- А «хомба» - это все-таки что?

- Это я не знаю. Не в курсе.

- Откуда Вы черпаете вдохновение?

- Понятия не имею! Мне уже – за 50, и я сам не понимаю, откуда эта движуха происходит. Бывает, устаешь от перелетов, переездов, а на сцену выходишь и оппа – ты совсем другой человек, и все у тебя замечательно. А те же стихи… какая-то фраза возникнет, сюжет жизненный и, отталкиваясь от этого, можно впоследствии что-то написать. Как говорит Борис Борисович Гребенщиков, «что вижу – о том пою». Вот, например, из «Природы»: «На мне отдыхает природа, в семье не без урода» – это то ли я сказал, то ли кто-то еще, а впоследствии фраза выросла до песни, которая, в свою очередь, сделана из двух стихотворений: Леня выбрал первую часть одного стихотворения, а потом я на репетиции написал другое и показал ему, и он добавил его в песню.

- Как Вам в целом работалось над альбомом?

- Альбом записывался в течение года, когда мы приезжали в Москву – перед каждым концертом мы ехали в студию и записывали по одной песне. У меня было все нормально – я люблю с первого дубля записываться, ну, в крайнем случае, со второго, потому что на первом дубле энергетика кайфовая, а потом идет уже «замыливание», и не то, чтобы неинтересно – скучно становится. Писать нужно с первого дубля, по возможности. Слава Богу, у меня это обычно получается!

- Где снимали клип на песню «Карандаши и палочки»?

- У нас в Питере есть такой маленький театрик, называется «Особняк» – там и снимали. Это была задумка нашего друга из Москвы, оператора Дмитрия Лавриненко. Расскажу предысторию: года три или четыре назад Дима захотел с нами посотрудничать и предложил нам снять клип. Клип сняли, а потом он стал снимать все наши концерты, репетиции, поездки и так далее – накопилось много материала, и теперь у нас есть идея сделать полнометражный документальный кинофильм и показывать его в кинотеатрах. И теперь наше сотрудничество продолжили «Карандаши и палочки».

- А какие-то курьезы во время съемки происходили?

- В клип не вошел момент, когда на меня набрасываются музыканты, а на музыкантов – 27 детей. Кучей, как на хоккеиста, забившего шайбу, набрасываются его товарищи по команде. Пришлось снять три дубля. Детям, конечно, сказали меня не царапать и не бить, и они, конечно, все, что им сказали, сделали в точности до наоборот – били, царапали, щипали живот, в общем, был какой-то ужас! Я еле выжил. Утешает одно: наш директор, Сергей, сказал, что будет второй вариант клипа, куда войдет и этот эпизод, чтобы детишкам не было обидно.

- Вы активно снимаетесь в кино…

- В этом году у меня целая киноэпопея – уже третий фильм за год. Во-первых, я снимался в сериале у Валерии Гай Германики, в котором играю спившегося художника, и жена моя по картине – Ирина Хакамада (в моей сцене она присутствует в виде портретов, которые я якобы нарисовал). Так вот, ко мне в Переделкино приезжают друзья, и мы там пьем. Правда, меня немного огорчили – сцена в фильм может не войти, потому что там в кадр попала девушка, выходившая из душа по пояс голая. Мне сказали, что Константин Эрнст не очень хочет этого в эфире. Вторая картина, в которой я снялся в этом году – это фильм Саши Устюгова о Великой Отечественной войне «Служу Советскому Союзу»; я в нем играю уголовника, который вместе с политическими заключенными бежит из лагеря. Третий фильм – это сериал про вампиров…

- Ничего себе «набор»!

- Вот все спрашивают – и что, ты там играешь вампира? Нет, я там играю не вампира, а библиотекаря, к которому приходят укушенные мальчики или девочки, и я им советую, как жить дальше. Такой ботаник в очочках и с книжечкой.

- По какому каналу это покажут?

- Вы будете смеяться – это они для Украины снимают. Но при этом ВКонтакте, говорят, можно найти несколько серий этого сериала, называется он «Сплит».

Гаркуша-2.jpg- Вам не обидно, что киношники эксплуатируют Ваш имидж – человека «не от мира сего»?

- Вы знаете, я вообще-то не актер, на самом деле. И не музыкант, не поэт, не танцор – я вообще непонятно кто. Но так получилось, что мне улыбнулось счастье – я всем этим занимаюсь, есть востребованность. Почему же мне должно быть обидно? Наоборот, мне приятно, что меня, не-актера, приглашают в кино. Вообще, у меня есть мечта сыграть падшего человека – по моей, в общем-то, жизненной истории, который бы пил, мучился, делал неприятности людям, а потом воспрял, ожил, ну, и так далее…

- Это Вам в чем-то по Достоевскому надо играть.

- Ну да, может быть… Многие мои друзья говорят, что я в «Идиоте» Достоевского просто должен быть. Ну, или Коровьева играть в «Мастере и Маргарите» Булгакова. Я не гоняюсь за режиссерами с просьбой «снимите меня, снимите», но те режиссеры, которые выходят на меня каким-то образом – они молодцы. Буквально вчера мне позвонила Саша Стреляная: несколько лет назад снимался фильм «Суходол», и вот как раз, когда вернусь в Питер, будет его премьера. Это уже классика, по Бунину – я играю мужика, который вошел в барский дом, увидел девушку, испортил ее, извиняюсь, и у нее судьба стала совсем плохая. Это очень эпизодическая роль, но весомая, как мне кажется.

-Вы снялись в нескольких фильмах Игоря Волошина. Тут дело в личной симпатии или в уважении к мастерству режиссера?

- Тут совсем другое: режиссер Игорь Волошин – друг Федорова и, в том числе, он любит и меня. Когда он меня пригласил в кино, то мне было интересно. «Нирвана» – фильм, конечно, загламуренный, но необычный, в отличие от других.

- Еще Вы снимались в фильме «Качели» Сиверса, играли там хозяина бара.

- «Качели» – там ничего особенного и нет, очень простой сюжет. Моя супруга, увидев меня там в роли продавца наркотиков, сказала: «Ну, ты и гадкий!» Это очень хороший комплимент. Там еще такой был момент, что Андрей Мерзликин – мы с ним подружились после фильма – должен уводить меня, заламывая руки. Я говорю – чего ты меня как барышню ведешь, давай по-мужски. И он сделал это по-мужски, и это было так больно, что я даже закричал и сказал слово на «б…» – при переозвучивании они это, конечно, закрыли.

- А сами Вы какое кино смотреть любите?

- Я люблю честное правдивое кино, настоящее, простое и доходчивое. Есть, конечно, сложные режиссеры – Линч, например, когда ты не понимаешь, что происходит, но тогда такое кино должно быть не занудное. Фильм должен быть интересным, ты должен смотреть его с первой секунды и до самого конца, а когда видишь, как кто-то идет целый час по пустыне – может, это и хорошо, но мне это неинтересно. Те же фильмы Звягинцева: он – талантливый человек, но это калька с Тарковского и Феллини, все эти длинные планы я уже видел, зачем мне смотреть это еще раз? Ну, еще посмотрю его новый фильм «Елена», который еще не видел.

- Какие фильмы из последних отечественных или зарубежных Вам запомнились? Есть ли такие, которые можно назвать шедевральными?

- Не сказал бы. Шедевральные – это советские фильмы до 80-х годов: «Полет во сне и наяву», «Влюблен по собственному желанию» и все, какие Вы еще вспомните. Они действительно очень хорошие – простая история, ничего особенного, но какие там актеры, как они играют, как все снято... В целом, если я в детстве мог неделю ходить и пересказывать историю из какого-либо кинофильма, то сейчас этого нет. То, что в настоящее время происходит в киноиндустрии – это полный бред, ерунда, гадость и так далее. Существуют какие-то единицы кинофильмов, которые более-менее приятно смотреть. Вот, например, «Неадекватные люди» Каримова – не скажу, чтобы шедевральный, но нормальный человеческий фильм (а вот другой его фильм «Вдребезги» – это просто калька с Тарантино). «Generation P» – опять же, не скажу, что шедевр, но смотреть можно.

- Вашу новую книгу «Ворона» иллюстрировал Гавриил Лубнин...

- Он, помимо того, что мою книжку проиллюстрировал, еще и Диме Озерскому сделал иллюстрации. Вообще это очень кайфовый человек и художник, как я считаю, лучший. Но, к сожалению, он не так востребован, как мне бы того хотелось. То есть даже не «ему хотелось» – он этого совсем не хочет. Я поясню, почему. Это человек из таких, знаете, условно непризнанных, вроде Ван Гога: мол, я пишу – и все, мне больше ничего не надо. Помимо всего этого, он еще и поет; у него есть совершенно замечательные песни, но он абсолютно не хочет их нигде исполнять

- Есть клип по «Старому следопыту», который Вы делали вместе с Лубниным. Подобных прекрасных проектов не планируется?

- К сожалению, нет. Эта песня получилась спонтанно: тогда мы просто пошли в лес по грибы и встретили черного копателя. И кто-то из нас, то ли Гаврила, то ли я, сказал – повстречал в лесу человека, он откапывал другого человека и, слово за слово, мы уже из леса вышли и быстренько записали то, что придумали, и получилась песня. Но самое забавное, что нам недавно сказали – оказывается, эта песня теперь является гимном копателей, и ее даже поют в поисковых клубах. Через некоторое время мы захотели снять на эту песню клип, привезли в лес оператора – клип получился очень недорогой, мы потратились только на билеты для электрички, по сути. Через некоторое время его смонтировали; даже одно время был так называемый проект «ЛуГа», Лубнин-Гаркуша – мы пару раз выступили, но потом Гаврила отказался выступать.

- Бывает ли, что Вы выступаете с другими музыкантами?

- Вы знаете, я иногда не то, чтобы это практикую – бывает, что меня об этом просят некоторые музыканты. Не так давно в Питере был концерт «30 лет Рок-клубу», и мне позвонил Боря Гребенщиков и попросил поприсутствовать на песне «Железнодорожная вода». Ну, я в моем видении это сделал; помимо меня, был еще Анвар Либабов из группы «Лицедеи», Леня Лейкин и, в общем-то, получилось забавно. А так, я уже второй год веду в Самаре фестиваль «Рок над Волгой» и, чтобы до банальности не сходить, во время выступлений определенных коллективов танцую. Подхожу к кому-либо из группы и говорю: «Володя Шахрин, можно у вас поплясать?» Отказов пока не было, а вот казусы были: как-то Кипелов рассказал историю о том, что его барабанщик возмущался тем, что «вышел какой-то непонятный чувак из партера» и стал танцевать под «Я свободен». Со «Сплином» вообще нормально было – я «пил-курил». Не то чтобы изображал невменяйку, но мне понравилось – драйв у них хороший.

- Многие рокеры, например, Шевчук, помимо своей непосредственной деятельности, ведут еще и активную общественную деятельность.

- Ну, я тоже подписывался под тем, чтобы из Никольских рядов не делали парник: если в центре Питера стеклянные будут колпаки, то это будет уже не Питер – он будет Москвой, Токио, Нью-Йорком, чем угодно, но не самим собой. Основная моя общественная деятельность – это прослушивание молодых музыкантов и помощь им; помимо этого, у меня есть фонд «Гаркундель» – в поддержку молодых музыкантов и поэтов. Я уже устал говорить властям о том, что нужны такие центры, фонды, чтобы помогать талантливым людям, чтобы они не кололись, не пили, не шлялись, а занимались творчеством, сочиняли и так далее.

- А в чем заключается помощь молодым музыкантам?

- В течение 10-ти лет, не имея своего помещения, но имея хороших знакомых и друзей, мы делаем концерты то в одном клубе, то в другом. Правда, сами молодые музыканты относятся к этому как-то странно: вот недавно играли 4 коллектива, а на концерт пришло всего 3 человека. Ну, неужели у этих коллективов нет друзей? В том же пресловутом ВКонтакте их могут быть тысячи, а живых друзей – нет. Раньше была немного другая история – мы оставались и слушали другие коллективы, а сейчас они отыграли и сваливают, да при этом еще хотят быть «звездами». Это, как правило, молодые музыканты, которые хотят популярности, известности, славы, почета, денег, девушек – всего и сразу. Но такого не бывает.

- Много ли Вы видели интересных молодых музыкантов?

- Да, есть талантливые ребята, я таким помогаю: «Ангел НеБес», «Теория», «Площадь восстания», еще несколько – у них замечательные песни, но вот не катит у людей, и таких вот шедевров плана «Алисы» или «Аквариума» я пока не видел. Пока ничего подобного нет. Интересных, в общем-то, много, а талантливых почти нет. Кто-то подсчитал, что у нас в Питере – около 7000 групп! Мы каждый год проводим фестиваль «Окна открой» (уже будет проводиться 11-й или 12-й раз), я вхожу в оргкомитет. Вижу, что все и играют, и поют здорово, а вот что поют и что играют – здесь вопрос. Это или калька с зарубежных коллективов, или с наших, российских. Слушаешь, смотришь, глаза на минуту закроешь – это Шевчук, это «Кино», даже на «Аукцыон» уже стали посягать. Но чем отличаются кайфовые группы? Индивидуальностью. Бывает, например, стоит молодой человек, поет, играет технично, но он совершенно холодный – ни драйва, ни харизмы, ничего абсолютно! Спрашивается, а зачем тогда он вышел, что даст зрителям?

- Как Вы относитесь к творчеству группы «Война» («Война» современная московская арт-группа, действующая в области концептуального протестного уличного искусства прим. ред.)?

- Я думаю, это скорее не искусство, а пиар – люди хотят, чтобы о них узнали. Возможно, они талантливы и придумывают что-то в их видении интересное, но прежде всего, все это делается для того, чтобы о них говорили. Есть различные способы обратить на себя внимание – можно тексты необычные писать, а можно просто банально снять штаны, но это сейчас уже не модно. Ну, я понимаю, что естественно – то не безобразно, но всего должно быть в меру. И эпатажа – в том числе.

- Вы всегда так думали или это к Вам с возрастом пришло?

- Ну, голый зад я никогда на сцене не показывал. Хотя у нас, конечно, были такие попытки…

- Вспоминая музыкальный ринг 1989 года…

- А чего там вспоминать? Там все скромно было по тем временам, извиняюсь.

- Да даже по этим временам это смотрится так, что никакой Эрнст этого никогда бы никуда не пропустил.

- Ну, это замечательные слова. Не хочу хвалиться, что мы – герои, но мы всегда были молодцы, как тогда, так и сейчас. Только теперь мы – довольно старые молодцы!

Любава Новикова

Просмотров: 2985

Новости
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА
Каждый должен знать, как вести себя при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе и во время теракта, к чему следует быть готовым, что можно и чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Это так же важно, как знать правила оказания первой медицинской помощи.
Взять приемного ребенка
По информации Отдела опеки и попечительства Советского района, для жителей Советского и Первомайского районов Новосибирска со 2  апреля будут проходить Школы принимающих родителей (ШПР) на базе КЦСОН Первомайского района.
Гражданский долг
Владислав Плотников, генеральный директор ТРК «Эдем», выполнил гражданский долг, проголосовав на выборах президента РФ.
5000 тюльпанов на 8 марта
Настоящий праздник женщинам Советского района устроили Генеральный директор ТРК «Эдем» Владислав Плотников совместно с коллегой по партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» Александром Аксененко.
Мамы рисуют цветы и птиц
Первый весенний мастер-класс по живописи прошел в «Семейной сказке». Команда АНО РЦ «ТВОЯ АТМОСФЕРА» начала реализацию гранта Министерства региональной политики Новосибирской области «Твоя сказочная атмосфера» для многодетных мам посёлка «Семейная сказка». Символично, что проект реализуется в течение Года семьи.
Вверх