25 марта 2014 года страна будет отмечать День работника культуры России. Накануне этого события корреспондент газеты «Бумеранг-Партнер» побеседовала с человеком, работы которого мы видим практически ежедневно, а вот самого его – почти никогда. Это костюмер ДК «Академия» Ирина Евгеньевна Новикова. Уже более 10 лет она придумывает и изготавливает для различных студий и театральных кружков Дома культуры «Академия» костюмы, игровые и ростовые куклы, декорации, маски и многие другие вещи, необходимые для спектаклей, выступлений своих и приглашенных артистов и коллективов, уличных гуляний и народных праздников.
– Как получилось, что я здесь оказалась? Да по той простой причине, что я мечтала стать балериной, – смеясь, рассказывает Ирина Евгеньевна. – Мечтаем об одном, а получается другое: по настоянию родителей я поступила в Томский университет на прикладную математику. Поучилась, бросила, и пошла в технологический, стала модельером-конструктором. Шила я с детства, конечно. Работала в Казахстане, в основном в проектных организациях, в Доме моделей. В лихие 90-е мы переехали на Кузбасс, и я пошла работать в школу: преподавала художественный труд и рисунок. Организовала детский театр моды при ДК «Центральный» города Анжеро-Судженска. Вместе с выросшими детьми перебралась в Академгородок, увидела объявление ДК. Мне очень понравился этот Дом культуры – здесь необыкновенная аура от зала идет. Видимо, тут прошли действительно великие люди искусства. И я стала работать, несмотря на то, что старая костюмерная была в подвале, там было мало места и света. Потом костюмов стало больше, они не помещались, появились ростовые куклы для детского театра, и ДК выделил мне это помещение.
Костюмерная ДК «Академия» сейчас находится в просторной светлой комнате, ранее вмещавшей в себя цветочный салон. Здесь много воздуха и солнца, зелени и растений, и повсюду – огромные головы кукол. На стене над швейной машинкой приколота распечатка строения костного аппарата лошади.
– Ирина Евгеньевна, зачем скелет коня?
– Понадобилось сделать Клячу к новогоднему спектаклю. Ее замучил Илья Муромец, поэтому она такая худая, что даже кости вылезли наружу и зубы выпали. Иван-дурак на ней скакал по делам. Торс я сшила, но нужны были ребра. Вот я и скачала правильное расположение из Интернета. Сейчас у нас появился детский театр. Мне очень нравится его руководитель, Павел Бекетов, это для его подопечных Кляча шилась. С костями дети ее побаивались, а без ребер – полюбили. Потом ее использовали для Скомороха на ярмарке.
Ирина Евгеньевна лезет наверх по высоченной стремянке и достает Клячу: милое существо с тремя зубами и поролоновыми ребрами на липучках, которые крепятся поверх шкуры. Несмотря на внешний вид, лошадка выглядит доброй и веселой.
У окна стоит Лесовик. Каждый листик в прическе обшит с двух сторон, проложен поролоном и подкрашен. Только вблизи заметно, сколько труда и времени в него вложено. Лесовика играет маленький мальчик в спектакле по В. Астафьеву «Конь с розовой гривой». Он прекрасен, его действительно яркая грива развевается по ветру, как настоящая.
– Спектакль достаточно трагичный, о послевоенном времени, но, благодаря режиссеру и вот этому Лесовику, он получится и веселым тоже, – говорит Ирина Евгеньевна.
– Вы сами придумываете все выкройки?
– Да, конечно. Массовики-затейники совершенно разной комплекции, и всех надо обеспечить костюмами. Я конструктор одежды, меня учили выверять крой до миллиметра, а пришлось научиться шить безразмерные комбинезоны. Идеи для кукол я беру из комиксов, Интернета и книг.
– Сколько времени уходит на изготовление одного костюма?
– На Клячу я потратила дней 25, вместе с конструкцией, если не считать времени, когда пришлось искать материал.
На свет из аккуратных пластиковых пакетов, каждый из которых подписан, появляются зеленый Дракон, Медведь из всеми любимого мультфильма «Маша и Медведь», веселая Белка с кокетливо загнутыми вверх ресничками, Тигр. Мышек оказалось сразу две, разных, и Ирина Евгеньевна поясняет, почему:
– Есть головы игровые, а есть ростовые. Для ростовых кукол головы больше, и там не видно лица, оно спрятано во рту или в шее. А для игровых костюмов головы поменьше, и лицо актера в них открыто. Видите, Мышка лежит уже два года, и у нее реснички опустились вниз, ей скучно.
Розово-белый Заяц буквально сияет в лучах солнца, но выглядит немного грустным.
– Вот его я сделала два года назад, но он ни разу еще не выступал, всё никак роли нет для зайчика, вот он и печалится, – рассказывает Ирина Евгеньевна.
Я примерила голову Зайца. Плотная ткань со всех сторон стиснула лицо, шея мгновенно затекла, походка стала неуверенной из-за значительно сузившегося обзора. Чувствуя себя космонавтом, я сделала несколько шагов и поняла, что если бы на мне был еще и меховой комбинезон с большими поролоновыми лапами, то карьеры артиста ростовых кукол мне не видать. Это, оказывается, очень трудно.
– Посмотрите на лапы Медведя, какие они у него шикарные, с когтями! – продолжает Ирина Евгеньевна. – Снизу я специально нашила шершавые полосы, чтобы актерам было удобнее ходить на городском празднике. У меня сейчас просят сделать Машу, но мне кажется, если вспомнить мультфильм – там Маша очень маленькая. И детям будет неинтересно, если на нее сделать огромную маску. А вот Дракон. Он у нас намучился за новогодние праздники. У режиссера Ирины Селивановой была идея сделать спектакль по восточному гороскопу, вот он и появился.
Шьет Ирина Евгеньевна не только маски и ростовые куклы, а и костюмы для взрослых спектаклей: средневековые мантии, обшитые мышками по подолу, старинные платья для спектакля «Франсуа» режиссера Ирины Селивановой. Впечатляет костюм Бабы Яги, украшенный движущимися пауками и муаром, или утепленный костюм Ильи Муромца с парчой и кольчугой, в котором можно выступать даже в морозы.
Ирина Евгеньевна о каждой своей маске говорит, как о живом, одушевленном существе, и они так и выглядят: веселые и грустные, таинственные и хитрые, добрые и сердитые…
– Как они у Вас получаются такими настоящими, одухотворенными, каждый со своим характером и выражением лица?
– Наверное, я их всех просто очень люблю, когда делаю.
Газета «Бумеранг-Партнер» поздравляет всех работников культуры с их наступающим профессиональным праздником, благодарит их за преданность делу, за то тепло волшебства, которое они несут в мир.
Анна Сызранова
Фото автора и из архива