Под знаком шедевра Доницетти

Под знаком шедевра Доницетти
16 Сентября 2017

Новосибирский оперный театр угостил публику «Любовным напитком»

Премьера комической оперы «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти открыла 73-й сезон НОВАТа. Спустя 40 лет шедевр классического бельканто возвратился на новосибирскую сцену.

Предчувствие Штрауса

Классический сюжет «Любовного напитка» звучит вполне современно, хотя впервые публика услышала и увидела эту оперу в Милане 185 лет назад. В XXI веке главный режиссер Новосибирской оперы Вячеслав Стародубцев представляет зрителям эту занимательную, изящную, остроумную историю как оперную дегустацию. Она обещает оригинальный стилистический и жанровый коктейль, а также немало сюрпризов.

«В музыке комических опер Моцарта, Россини, Доницетти существуют зачатки нового жанра – оперетты. В мелодиях «Любовного напитка» есть некоторое «предчувствие» музыки Иоганна Штрауса, Франца Легара и других. Поэтому к этому произведению нужно подходить с той же легкостью, с которой подходишь к оперетте, но при этом нужна очень кропотливая и детальная музыкальная работа, Специфика нашей большой сцены заставила нас найти компромисс – мы сделали некоторые купюры, спектакль стал более компактным и легким для восприятия. А чтобы держать энергетику спектакля на нужном уровне, мы заменили речитативы диалогами...».

Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер театра Дмитрий Юровский

Л2.JPG

В истории влюбленного Неморино, которого мошенник Дулькамаре убедил в необыкновенных свойствах красного вина, прослеживаются современные и актуальные темы: в обществе тотального потребления благодаря рекламе любой продукт может продаваться как волшебное средство. Режиссерская идея определила оригинальный визуальный «комплект» спектакля – с обилием световых эффектов, неоново-рекламных мотивов и примет современной массовой культуры. Автор сценографии, световой партитуры и видеоконтента – признанный мастер световых и визуальных решений Сергей Скорнецкий. Костюмы, как всегда оригинальные и изобретательные, создала  Жанна Усачева, постоянный соавтор Вячеслава Стародубцева в оперных постановках – «Аиды», «Пиковой дамы», «Бала-маскарада».

«В названии оперы «Любовный напиток», в ее сюжете и в самой музыке присутствует некий налет фривольности, отчего в костюмы захотелось добавить некоторую долю сексуальности и легкомыслия Мне представляется, что это лучше всего отражает американская стилистика пин-ап, приправленная долей иронии и гротеска...».

Художник по костюмам Жанна Усачева

«Я делаю ставку на молодых солистов»

«Три дня в оперном прошли под знаком шедевра Доницетти, три дня в лучах Славы Стародубцева – режиссера, угостившего Новосибирск «Любовным напитком». При этом все «ингредиенты» сочетаются в высшей степени органично»,– поделился впечатлениями наш коллега Юрии Аннов. И вправду: канонические арии на итальянском, диалоги вместо речитатива – на русском; аэроплан пролетает над головами зрителей, вишневое ретро-авто разъезжает по сцене. К восторгу публики – из него в финале спектакля на поклон выходят Дмитрий Юровский и Вячеслав Стародубцев… Настоящий фурор оперы!

Л1.JPG

Почему же был выбран именно «Любовный напиток» для открытия театрального сезона, и почему он такой... необычный? По словам главного режиссера театра, «очень хотелось, чтобы открытие 73-го театрального сезона было запоминающимся».

– Более 10 лет у нас не было комической оперы. Именно эта мотивация стала определяющей в выборе материала. Самым подходящим мне показалась опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Наша труппа настолько яркая и интересная, что работа над комическим материалом, комической музыкальной драматургией, им сейчас необходима как заряд на предстоящий новый сезон.

– В постановке задействовано много новых имен…

– Да, верно. Мне хочется, чтобы вся труппа развивалась. Чтобы каждый артист имел перспективу развития не только в строго отведенном амплуа, но и пробовал себя в каких-то новых ипостасях. Для меня это очень важный и принципиальный момент. В этом спектакле я делаю ставку на молодых солистов. Для Кирилла Нифонтова, исполняющего Неморино, – это первая главная роль в сольной карьере. И Надежда Нестерова – тоже наша юная звезда. Для меня очень важно развивать их внутренний творческий потенциал. Ольга Колобова... Вы все ее знаете по образу Турандот или Амелии в «Бале-маскараде». Очень серьезная певица, которая исполняет большие партии. Лично для нее я придумал небольшой образ Джанетты – крестьянки, подруги главной героини Адины. Для нее и для Марины Белокурской – молодой солистки, которая играет Джанетту во втором составе. Павел Янковский, Алексей Зеленков – можно сказать, мэтры новосибирской оперы, которых все знают и любят, также выступают в необычном для себя комическом амплуа. Еще мне захотелось создать спектакль на основе синтеза драматического искусства, искусства, приближенного к хореографической эстетике мюзикла и оперетты. Мне кажется, получился вполне современный симбиоз, из которого сегодня и состоит театр. С этой целью я убрал речитативы, переписал диалоги – они небольшие, но для понимания сюжета необходимы. В целом, для меня эта работа важна в плане комбинации и компиляции интересного материала...

Л3.JPG

– Опера местами напоминает большой рекламный ролик: неоновая подсветка, рекламные щиты, атрибутика... Эта форма вами была выбрана специально?

– Конечно! Ведь по сюжету Дулькамара – доктор-шарлатан, который благодаря своим способностям рекламирует обычное бордо, выдавая его за волшебный любовный эликсир. Всё точно так же, как и в нашей современной жизни: вокруг полно рекламы, и порой обычная косметика преподносится как волшебное омолаживающее средство. Мне кажется, очень логично, что сюжет, написанный 185 лет назад грандиозным бельканистом Гаэтано Доницетти, абсолютно современный.

– Судя по ретро-авто и кадрам черно-белого кино, мелькающим за заднем плане, время действия – 60-е годы?

– Фактически – да. Но, как вы знаете, я стараюсь избегать конкретики и не люблю привязывать свои работы к какому-то определенному времени. Неоновый слой был популярен много лет назад, и в начале века, и сейчас. И будет популярен еще долго-долго. Что касается автомобиля – это ретро авто 1954 года. Мы увидели его на улице Новосибирское и сразу возникла идея – сделать его «героем» нового спектакля. 

Л4.JPG

– Нарезку из каких фильмов вы используете в «Любовном напитке»?

– Мне захотелось показать зрителям то, что я люблю. Это, прежде всего, «Сладкая жизнь» Фредерико Феллини, «Кабирия» с Альмиранте Манзини… То есть, мои любимые черно-белые фильмы, которые подчеркивают тот или иной аспект спектакля, и в принципе – саму идею постановки. 

– А сами вы верите в любовный напиток?

Л5.JPG

– Конечно! Но если раньше представлялось, что подлинные чувства – любовь, вера, надежда – способны даже обычную воду превратить в волшебный эликсир, то в сегодняшнем обществе бесконечного потребления людям нужны совсем другие снадобья...

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 291