Павел Харин: «Больше всего мне нравится играть комедийных персонажей»

Павел Харин: «Больше всего мне нравится играть комедийных персонажей»
2 Февраля 2017

29 января в молодежном театре «Глобус» состоялась очередная встреча в рамках проекта «Воскресные посиделки». На этот раз ее героем стал заслуженный артист России Павел Харин. О своем пути в профессию, о первых ролях и любимых персонажах – обо всем, о чем зрители хотели спросить у любимого артиста, прозвучало в тот вечер в гостевой «Глобуса».

– Павел, расскажите немного о себе: где вы родились, выросли?

– Я местный, из Новосибирска. Родился в Ленинском районе. За площадью Станиславского стояли бараки, в которых мы поначалу жили. Потом переехали на Затулинку. Там я и заканчивал школу. А в 1985 году – Новосибирское театральное училище.

«Из чего выросло желание стать актером? Наверное, из возможности пережить на сцене многое, что не всегда есть в жизни. Сегодня ты один герой, завтра – другой. Разные роли – разные состояния души...».   Заслуженный артист России Павел Харин

– В детстве вы грезил о море, о путешествиях, хотели стать моряком. И вдруг такой резкий поворот в судьбе. Как пришло решение стать артистом

– В классе 9-м я стал сам ходить в театр. До этого нас туда загоняли, что весьма мешало и нам, подросткам – у нас ведь были куда более интересные занятия, нежели театральные спектакли, и зрителям: когда целый класс заваливает в театр – это просто улет! Повзрослев, мне повезло попасть на очень хорошие спектакли, они произвели на меня огромное впечатление. В разных театрах. В «Красном факеле» – «Святой грешник», в Облдраме – «Фантазии Фарятьева», «День свадьбы», «Скандальное происшествие». В ТЮЗе – «Репетитор»... Целая череда прекрасных спектаклей! Постепенно я стал задумываться о карьере артиста. Но после школы пошел в армию. Решил: послужу, наберусь опыта, глядишь – и пригодится...

Х Осенний марафон.jpg 

Сцена из спектакля "Осенний марафон"

– Почему не стали поступать сразу после школы?

– Не очень верил в себя, в свои силы. К тому же, если помните, в то время считалось, что настоящий мужчина должен отдать воинский долг Родине. А отслужив три года на флоте, я поступил в Новосибирское театральное училище на курс Станислава Горбушина и Владимира Граната.

– И как родители отнеслись к вашему решению – стать артистом?

– Они даже не знали, что я подал документы в театральный! Я их поставил перед фактом, когда в Приемной комиссии были вывешены списки поступивших. Им ничего не оставалось как принять мой выбор. «Ну что ж, посмотрим, что из твоей затеи получится», – сказали оба и предоставили полную свободу действий.

– А были моменты в жизни, когда думали: «Как всё надоело, и зачем я пошел в артисты? Лучше бы стал моряком...».

– Посещали такие мысли (смеется). Когда не сильно был занят в театре. Была одна несчастливая полоса: ролей мало, главных практически не давали... Думал, может, заняться чем-то другим? Кстати, тогда стал задумываться о режиссуре. И спустя десяток лет поступил на режиссерский. И даже окончил! Теперь, если что, могу ставить спектакли (смеется). В «Глобусе» на малой сцене уже год идет «Отель двух миров» – моя первая режиссерская работа...

– Вы довольны своим детищем?

– Во всяком случае, мне за него не стыдно. Кроме того, я слышал мнение зрителей, видел их реакцию после спектакля: они аплодировали, некоторые даже плакали. Значит, запало в душу, значит, всё сделано правильно. Правда, иногда хочется что-то изменить, сделать по-другому. Ведь спектакль – живой организм: в этом что-то не получилось – в следующем исправили, но другой момент завис. Почему так происходит? Причин много: составы разные, эмоциональная составляющая в какой-то момент изменилась... Но это нормально, это театр.

Х Первая любовь.jpg 

Сцена из спектакля "Первая любовь"

– В Доме актеров одно время шел спектакль «Похождение небритого мужчины». Запоминающаяся комедия. В ней вы выступили как режиссер, к тому же главную роль сыграли. Не планируете продолжить эту традицию?

– Нет, однозначно. Максимум – появиться в небольшом эпизоде. Просто тогда возникла острая необходимость. Режиссер, который начинал ставить эту историю, отошел от дела, а у нас уже была обозначена дата выхода спектакля! И ребята предложили: «Возьми на себя режиссуру». Я решился и совместил, как говорят, «два в одном». Кстати, в «Отеле» мне тоже довелось выйти на сцену. Заболел наш актер – Александр Варавин. И мне пришлось ввести себя в его роль буквально за 4 часа до спектакля! Днем позвонили и сказали, что вечером я должен играть. В принципе, роль я знал – мы вместе над ней работали, подробно всё разбирали. Но это было очень трудно. Понимаете, у нас не принято отменять спектакли, да и в контракте обозначено: если срочный ввод, не имеешь права отказываться. Зритель пришел – значит, будь любезен, выходи и играй! Вот такая суровая театральная действительность.

– А вы помните свою первую роль?

– Конечно, такое не забывается! После института я пришел в театр «Красный факел». И сразу же получил роль – срочный ввод в спектакль «Гнездо глухаря». Там были такие персонажи – гости с Востока: в чалмах, халатах. Спектакль шел 3,5 часа, а мы сидели и ждали своего часа. В самом конце выходили, с нами здоровались, мы проходили через всю сцену и скрывались за кулисами. Вот такая была роль. Без слов. Ну а потом дело пошло – мне слова доверили (смеется). В «Красном факеле» я проработал около трех лет, затем был Театр под руководством Сергея Афанасьева. И вот в марте 2017 года исполнится 27 лет, как я в «Глобусе». Кстати, одна из первых моих ролей со словами в нашем театре – это Белый и Серый Мышонок в «Дне рождении кота Леопольда». С этим спектаклем мы ездили по разным пионерским лагерям. От нас требовался максимальный охват детской аудитории, и мы двумя составами отправлялись на «гастроли». Одна бригада в одну сторону, другая – в другую. Естественно, случались замены, поэтому я играл обоих Мышат.

Х Лес.jpg

 Сцена из спектакля "Лес"

– Вам нравится играть в детских спектаклях?

– Я же актер ТЮЗа (смеется). Играл во многих детских спектаклях. Ивана-дурака – в «Коньке-Горбунке». Хороший музыкальный спектакль, мне очень нравился! Был Аладдин и Попугай Каррудо... Конечно, с возрастом таких ролей становится всё меньше. Последний детский спектакль, в котором участвовал, – «Аленький цветочек». ТАм я играл Батюшку. Вообще, для детей играть интересно, хотя и тяжело. Ну вот что такое – детский спектакль? Это значит, надо играть как для взрослых, только еще лучше! Дети – существа доверчивые, и надо быть очень убедительным, чтобы они твоему герою поверили. С другой стороны, и спектакль должен быть хорошим, интересным, в котором режиссер четко расставит все акценты...

– В вашей актерской копилке около сотни ролей. Какие из них наиболее дороги? Может, в то время вы были на взлете, переживали особый творческий подъем...

– Да, были такие! Например, Герострат и Гулливер. Или Фредерик Леметр в «Бульваре преступлений». Очень нравился мой Пхелка в спектакле «Путники в ночи». Да всех и не упомнишь! Много и хороших ролей, и хороших спектаклей!

«Герострат – одна из любимых моих ролей. Нравится пьеса. Интересна тема – люди, добивающиеся власти любой ценой. Это актуально и сегодня. Герострат – роль характерная, многослойная, сложная – есть что играть!».   Заслуженный артист России Павел Харин

Как считаете: у вас есть амплуа?

– Я не знаю, честно! Кто-то видит меня социальным персонажем, кто-то – лирическим героем. Я люблю характерные роли. Но больше всего нравится играть комедийных персонажей. Жаль, что в  последние годы меня не очень балуют ими. Разве что в «Лесе» Островского играю купца Семибратова да в «Ревизоре» – пьянчужку Хлопова... У режиссера ведь свое видение актеров. Ты себя предлагаешь в одном амплуа, а он дает совсем иное. Иногда получается, иногда – не очень. Например, в «Бульваре преступлений» и в «Театральном романе» режиссер попал в точку. Это мои герои на все 100! С другой стороны, если спектакль пользуется успехом на протяжении нескольких лет, значит, и твоя заслуга в этом есть, и твой герой не выпадает из контекста, органично вписывается в историю, рассказанную зрителям.

«Я не боюсь играть смешную роль. Я просто играю человека, который так видит мир. И так поступает. Эти поступки смешны для другого, но ведь сам герой верит в то, что он делает...».   Заслуженный артист России Павел Харин

– У каждого актера есть свои смешные истории. Вспоминается какой-то нелепый случай или казус во время спектакля?

Х Август. Графство Осейдж.jpg

Сцена из спектакля "Август. Графство Осейдж"

– Вы имеете в виду – оговорки по тексту? Бог миловал! За всю мою жизнь лично со мной ничего подобного на сцене не случалось. А казусы по ходу действия, конечно, были! Играли мы «Любовное приключение слегка небритого мужчины» в Доме актера. Сцена в поезде. Мой визави вытаскивает пистолет и с помощью него намеревается вести беседу. Но в тот раз он очень неловко всё это проделал: пистолет упал на авансцену, а затем свалился в зрительный зал. Мы замерли. Что делать? Партнер шепчет: «Подними пистолет». Я тоже шепотом: «Как, прямо на ходу?». Поезд-то – чух-чух, идет! Сцена «поплыла». Ну, кое-как выкрутились...

– В вашем «Отеле» не было таких накладок?

– Пока, слава богу, нет. По крайней мере, ребята ничего такого не рассказывали (смеется).

– Почему как режиссер вы остановились на пьесе «Отель двух миров?»

– Когда мы ставили «Бульвар преступлений» Эрика-Эмманюэля Шмитта, очень понравилась пьеса. Начал читать, что он еще написал. Попался «Отель двух миров». Удобная вещь для постановки: восемь персонажей, из них два – без слов. Сначала возникла идея поставить ее в Антрепризе. Но там в основном спектакли комедийные, и «Отель» мог попросту не прозвучать. А когда вплотную стал вопрос о постановке дипломного спектакля, в театре мне дали добро, и я предложил эту пьесу. Она хороша тем, что сочетает в себе и комедию, и трагедию, и притчу. Интересные характеры, тема человеческая. Да и сама идея параллельной реальности – весьма популярная в наше время.

– А вы сами верите в параллельную реальность?

– Как бы вам сказать... Что-то в этом есть (смеется).

– «Глобус» позиционируется как молодежный театр. Что молодежь – напирает?

– Да молодцы они! У них помногу ролей: и главных, и эпизодичных. Они стараются, работают вовсю. Конечно, хотелось бы и для себя столько же...

– Не боитесь, что хлеб отберут?

– Нет (смеется). У нас ниши разные. Мы-то уже старенькими становимся, а у них всё впереди, они только начинают свой творческий путь. Мы на их роли не претендуем, они – на наши. Так что в этом вопросе у нас полное взаимопонимание...

Х.JPG

Павел Харин – один из лучших драматических артистов Новосибирска. Ему подвластны психологическая драма и трагикомедия, водевиль и детский спектакль. В его творческом арсенале – авантюристы и неудачники, лирические герои и остросоциальные персонажи. Многие роли Павла Харина стали заметным событием в городской театральной культуре. Вспомнить хотя бы его персонажей: Генри («Убийство Гонзаго»), Герострата («Забыть Герострата!»), Мастера («Театральный роман»), Епиходова («Вишневый сад»), Фредерика Леметра («Бульвар Преступлений»)... На сегодняшний день Павел Харин по-прежнему ведущий артист театра, без работ которого сложно представить текущий репертуар. Сходите в «Глобус» на «Август: графство Осейдж», «Дни Турбинных», «Ревизор» или «Арт» – и вы убедитесь в этом сами...

Лилия Вишневская. Фото автора и из архива театра


Просмотров: 56