Никита Ксенофонтов: «Спасибо вам за то, что любите балет!»

Никита Ксенофонтов: «Спасибо вам за то, что любите балет!»
26 Января 2017

В рамках образовательного проекта «Открытый НОВАТ» Новосибирский театр оперы и балета продолжил цикл творческих встреч «Открытые диалоги». В конце декабря в красном фойе театра прошла очередная встреча, посвященная балету. Молодые артисты балетной труппы Никита Ксенофонтов, Ольга Гришенкова, Ксения Захарова и Николай Мальцев в прошлом году ярко заявили о себе и уже имеют горячих почитателей и поклонников. Сегодня о своем пути к профессии, о буднях и праздниках театральной жизни, о творческих победах, мечтах и планах рассказывает Никита Ксенофонтов.

Справка «Бумеранга». Формат «Открытых диалогов» создан для сокращения дистанции между театром и его зрителями. На встрече все желающие могут поближе познакомиться с артистами, задать волнующие их вопросы, подискутировать и, конечно же, сделать селфи с сегодняшними и будущими звездами. Вход на «открытые диалоги» свободный, а сами встречи проходят в непринужденной дружеской атмосфере. В ближайших номерах «Бумеранга» мы непременно познакомим наших читателей с необычайно талантливыми молодыми артистами новосибирского балета.

Я буду танцевать на этой сцене!

–  Самое яркое театральное впечатление пришло, когда мне было лет пять. Мама взяла билеты на спектакль в наш только что отреставрированный Казанский театр оперы и балета. Действо меня так впечатлило, что я заявил: «Мама, когда я вырасту, буду танцевать на этой сцене!». И спустя несколько лет я танцевал на этой сцене...

В хореографическое училище пришел сам. Посмотрел, обошел здание, мне всё понравилось. Явился в Приемную комиссию и сказал, что хочу здесь учиться. Поскольку с детства занимался спортом, выступал в самодеятельности, меня сочли кандидатурой вполне подходящей и зачислили в студенты.

Никита Ксенофонтов 4.JPG

Как только получил профессию, меня пригласили в Новосибирский театр оперы и балета. Надо признаться, в то время мне поступило предложение уехать на стажировку в Италию, но работать хотелось безумно. Я выбрал Новосибирск и ни секунды не пожалел о своем решении. Приехав сюда, увидел, какие замечательные люди здесь работают! Как бережно руководство театра относится к молодым артистам! Какая у нас шикарная сцена! Какой прекрасный зритель ходит в театр! Начал осваивать профессию и довольно быстро стал развиваться. За что – огромное спасибо моему другу и наставнику, замечательному педагогу Максиму Гришенкову. Именно он начал вкладывать в меня то, что очень важно для танцовщика – чувство стиля. Я фанат своей профессии, ей уделяю 97% времени – рабочего и свободного. Балет – это моя жизнь.

Сейчас я учусь на бакалавриате в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Последний курс, скоро сессия, я в замешательстве – не представляю, как буду ее сдавать. Мой репертуар в театре довольно обширный, график напряженный, плотный. В будущем планирую поступать в магистратуру на факультет менеджмента. Как скоро это произойдет? Всё будет зависеть от того, насколько мне удобно и комфортно будет учиться и работать. А пока я бесконечно счастлив, что танцую, получаю новые роли. И спасибо вам, зрителям, что вы приходите на спектакли, спасибо за то, что любите балет.

Артист с большой буквы!

– Насчет кумиров... Есть много прекрасных артистов, на которых интересно смотреть, у которых можно поучиться мастерству. У меня тоже есть такой пример – Михаил Барышников. Этот человек – совокупность техники, чистоты, академизма, поведения на сцене. Он всегда смотрелся безупречно! Танцевал с душой, проживал каждую свою партию. артист с большой буквы. Мой кумир, единственный человек, который оставил у меня рубец на сердце.

Никита Ксенофонтов 2.jpg

«Публика должна поверить в то, что происходит на сцене. А для этого нужно не просто до мельчайших деталей отработать все жесты и элементы. Необходимо создать образ, наполнив смыслом каждое движение – чтобы зритель понимал, о чем идет речь в спектакле и каков он, этот конкретный персонаж...».   Артист балета Никита Ксенофонтов

Новаторство в классике? Это интересно!

– Как лично я отношусь к альтернативным балетным постановкам? Новаторство в классике – это интересно... В Америке в последнее проявляется особый интерес к современной хореографии: Джорж Баланчин у них является таким же классиком, как у нас Мариус Петипа. Но и в нашем театре, как вы уже наверняка заметили, идут разностильные спектакли: Георгий Ковтун, Олег Виноградов, Начо Дуато... Так что если это в стиле, если это смотрибельно – почему бы и нет? Лично для меня любая новая постановка – это новый опыт, развитие внутренних и внешних данных.

Насчет того, в какую хореографию легче врастать... Современная хореография не может существовать без классики. Все направления, включая тот же модерн, идут от классического танца. И пока я не сталкивался с такой ролью и такой хореографией, которая бы вызвала у меня сомнения: «Черт возьми, я с этим не справлюсь!». Я достаточно смело подхожу к новаторству в искусстве. Я – за развитие.

Никита Ксенофонтов 1.jpg

Танцевать для детей – особое искусство!

– Детский зал для меня – это нечто невероятное! Карапузиков ведь не обманешь: ты или настоящий или ненастоящий. Тебе либо верят, либо не верят. Танцевать для детей – это особое искусство! Детская аудитория – совсем другой мир, другая Вселенная! Когда я выступаю в «Чиполлино» – испытываю невероятное удовольствие. Очень сложный в техническом плане спектакль. Безумно сложный. Но кроме техники есть эмоции, которые мы дарим этой необыкновенной публике. Не ошибусь, если скажу, что даже не видя глаз маленьких зрителей, мы чувствуем эмоциональную отдачу. Она в самой атмосфере зала – в их дыхании, сопении. Хотя, по ходу действия забегаем за занавес, где прячемся от Синьора Помидора и прочих нехороших персонажей, и оттуда наблюдаем за реакцией детишек, сидящих в партере. Мы видим, что они сопереживают нам, верят в нас, и это классно!

Спартак – это квинтэссенция мужского танца!

– Мне часто задают вопрос, есть ли такой персонаж, которого бы мне хотелось станцевать? Конечно! И не один. Есть несколько балетов, которые служат ориентиром того, чего я хочу достичь. Эти спектакли чередовались с определенными ступенями в моем профессиональном развитии. И абсолютно честно как мужчина говорю: на сцене я мечтаю станцевать Спартака в постановке замечательного балетмейстера, хореографа Юрия Григоровича. Это квинтэссенция мужского танца! И если когда-нибудь это произойдет, я буду безумно счастлив.

В последнее время происходит стирание границ мужского и женского танца, особенно в Европе и Америке. Да, критерии поменялись – совсем иная растяжка, стопы... Хорошо, мы это принимаем... Но то, что из балета уходит мужское начало, меня не устраивает. Я считаю: мужской танец должен оставаться мужским, а женский – женским.

Но есть еще один балет, который я безумно хочу станцевать. Постановка Ролана Пети «Юноша и смерть» (одноактный балет в 2-х картинах на музыку Иоганна Себастьяна Баха, либретто Жана Кокто – прим. авт.). Несмотря на то что я такой веселый, я иногда люблю страдать (смеется).

«Чего я хочу достичь? Хороший вопрос! Естественно, как и у всякого человека, у меня есть мечты: чего хочу достичь и что хочу станцевать. Сегодня я радуюсь тому, что имею возможность развиваться. Да, в этом театре я развиваюсь, расту как профессионал, вижу перспективу... Пока не задумываюсь о том, кем стану, когда покину сцену – балетмейстером ли, хореографом. Я только начал свою карьеру. И пока я артист балета, пока я танцую, пока могу танцевать, я буду это делать...».     Артист балета Никита Ксенофонтов

Как рассказал Никита, после победы во Всероссийском конкурсе ему поступило предложение выступить в роли Ланкедема на сцене Татарского академического театра оперы и балета на Нуриевском фестивале, который ежегодно проходит в Казани. Обговаривается и вопрос о статусе приглашенного артиста этого театра. И он сам, и мы, зрители, верим: это обязательно осуществится!

Никита Ксенофонтов 5.JPG

Досье «Бумеранга». Никита Ксенофонтов родился 6 ноября 1995 года в Казани. Начинал обучение в Казанском хореографическом училище. В настоящее время является студентом III курса Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой. С 2015 года – артист Новосибирского академического театра оперы и балета. Педагог-репетитор – Максим Гришенков. В репертуаре молодого танцора сольные партии в балетах: «Чиполлино», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Пламя Парижа», «Золушка», «Корсар», «Лебединое озеро» и др. Лауреат первой премии и обладатель золотой медали Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «Характерный танец» (Москва, 2014). Победитель Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов (Москва, 2016). Гастролировал во Франции и Таиланде.

Лилия Вишневская. Фото автора и из личного архива Никиты Ксенофонтова


Просмотров: 620