Михаил Дзюдзе: «Серенада для контрабаса – это очень интересно и абсолютно не скучно!»

Михаил Дзюдзе: «Серенада для контрабаса – это очень интересно и абсолютно не скучно!»
15 Февраля 2017

7 февраля на Круглой сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца  состоялась встреча петербургского музыканта Михаила Дзюдзе со зрителями. О чем расскажет музыкант, пришли послушать не только любители музыки, но и артисты Русского академического оркестра, и художественный руководитель – главный дирижер оркестра Владимир Гусев. Речь шла о музыке и живописи, коснулись тем психологии, истории искусств, художественного мышления и его преломления в разных видах творчества. Послушали звучание балалайки-контрабаса и узнали о некоторых особенностях игры на этом инструменте. А в заключение Михаил Дзюдзе показал репродукции собственных работ – еще одна сторона творчества этого замечательного человека.

От Москвы до самых до окраин

30-летие своей творческой деятельности Михаил Дзюдзе начал праздновать еще в ноябре. Много знаковых выступлений прошли в Питере и Москве. Как рассказал музыкант, это был феерический успех!

– Очень многие приходили и поздравляли. Тридцать два концерта! Феерический успех! Мы играли и с народными оркестрами, и с симфоническими. А то, что планировалось в Москве, переросло в просто-таки фестиваль. Для меня было неожиданностью, что люди, имеющие довольно жесткий график, находили время и для меня, и для моих репетиций. Я сейчас говорю преимущественно о музыкантах. Выкраивали минутки, чтобы поучаствовать в моих концертах... Это были именно друзья, не звезды. Люди, которых я люблю, которые любят меня. Нино Катамадзе, Игорь Горин, Александр Цыганков, Андрей Горбачев, замечательный русский народный ансамбль «Россия» с дирижером Дмитрием Дмитриенко... Не буду перечислять всех, друзей у меня очень много! Что касается гастролей по стране, их география обширна: от Москвы до самых до окраин – до Владивостока! Весь список не выстраивается в голове – он постоянно корректируется! Это и Пенза, и Кемерово – после Новосибирска...

2.jpg

Я очень рад, что буду выступать у вас, в Новосибирске. Концерт пройдет в историческом здании Филармонии. Но в следующий приезд надеюсь выступить здесь, в этом прекрасном, просто фантастической красоты зале имени Арнольда Каца. Даже не верится, что на этом месте стояло старое, совершенно обветшавшее здание, где я когда-то давал концерты. Нет, я не хочу сказать, что было всё плохо – в старом зале была своя особая акустика и теплая атмосфера. Мы, музыканты, всегда с удовольствием выступали и выступаем перед новосибирской публикой.

В зале всегда должно быть ощущение праздника

Известный российский музыкант затронул тему живописи. Ведь живопись, как и архитектура, – это застывшая музыка.

– Если посмотреть на картины старинных художников, например, представителей голландской школы, вы найдете очень много сюжетов, связанных с музыкой. Очень интересны и сами композиции, интересны костюмы, инструменты, изображенные на полотнах... Но особенно мне нравится смотреть на лица! Какие они одухотворенные, радостные. Да, это другое время, другой век. Люди, изображенные на картинах, спокойно встречаются, пьют шампанское, беседуют, женщины устраивают «салоны»… А между делом слушают инструменты, которые наигрывают неторопливую музыку, потому что ритм жизни совершенно иной. Какие у них замечательные лица, какие глаза – блестящие, в них мелькает живой огонек! 

В картинах всегда звучит музыка! И архитектура – это тоже застывшая музыка. В живописи с музыкой, кроме тем, очень много схожего: понятие композиции, тона – тональности, штрихи... А вы знаете, что в компании Саввы Морозова одно время была популярна такая игра. Савва наигрывает отрывочек произведения, а потом поворачивается и спрашивает: «Какой цвет?». «Синий», – отвечают. – «А вот и нет, зеленый»! У него было свое, уникальное, восприятие действительности! Так вот, мне кажется, порой мы теряем эту одухотворенность. Зачем мы встречаемся, что хотим сказать зрителю? Мы ноты играем? Но ноты никому не интересны! Люди приходят на концерт, чтобы послушать музыку, которая идет от души, льется с радостью. А еще – чтобы получить удовольствие: от встречи с музыкантами, от встречи друг с другом, от звучания самих инструментов и виртуозного исполнения. Ведь если всё это исчезнет, зрители будут сидеть с каменными лицами, а то и вовсе уйдут. Поэтому мы предпочитаем играть музыку веселую и серьезную, совершенно разнообразную и неожиданную. Я всегда настраиваюсь на то, чтобы публике было приятно провести с нами вечер. В зале всегда должно быть ощущение праздника!

В моих картинах нет особого философского смысла

Михаил рассказал, как давно взялся за кисть и насколько картины передают его жизнерадостное отношение к жизни.

3.jpg

– Картины, безусловно, должны отражать не только жизнерадостность, но и содержать определенный философский смысл. Но мне всегда казалось важным сравнение картин с музыкой. Меня всегда тянуло к этому виду искусства – я с детства любил рисовать и хорошо рисовал. Но музыка всегда была определяющим моментом моей жизни она безраздельно захватила меня на долгие годы. И вот лет 10 назад меня вновь потянуло взяться за кисть. Конечно, мы знаем, что все виды и жанры искусства связаны между собой, но понять и почувствовать это лично мне посчастливилось совсем недавно...

Для творца, будь ты режиссер, композитор или художник, всегда интересен замысел – картины, музыкального произведения и т.д. В один прекрасный момент эти люди садятся перед чистым холстом или нотным листом и начинают творить. Я стал читать о художниках, и не только об их картинах: меня интересовало, какие они были люди, какой у них был характер, как они совершенствовались в своем мастерстве… Это очень важные штрихи к портрету! Да Винчи, когда писал свои фрески, до сантиметра исписывал стены своей комнаты. Он часами мог стоять перед голой стеной, прежде чем увидеть в перспективе композицию, сформировать свой замысел. Казалось бы, у музыкантов всё по-другому. Они пришли, разложили ноты, дирижер рассказал, как сыграть в этой цифре и на чем акцентировать внимание в следующей. Но этого недостаточно! Нужно знать, что задумывал композитор, каков его замысел, какая мотивация привела именно к этому замыслу. Это всё очень сложно, но важно. На репетициях, когда мы встречаемся с оркестрами, я всегда стараюсь рассказать о драматургии произведения. Например, серенада для контрабаса. У нее есть идея и замечательный замысел – борьба двух рыцарей за сердце прекрасной дамы. Они бьются, один разит соперника копьем, раненый падает... Да-да, всё это есть в музыке! А в результате действо заканчивается праздником и карнавалом. Но ведь до того, как я это рассказал музыкантам, они играли совсем по-другому! Меня всегда влекла схожесть этих двух видов искусств. И я считаю, наши дети должны обучаться всем видам искусств, жить в атмосфере прекрасного: живопись – рисование, поэзия – литература, музыка. Поэт Александр Сергеевич Пушкин прекрасно рисовал! Работая над Онегиным, он зарисовывал всех своих персонажей. Из его набросков можно сделать целую художественную выставку! 

Ну а что касается моих картин, в них нет особого философского смысла. Что-то я срисовываю, а какие-то образы приходят сами. Рисую портреты друзей, детей. В моих работах есть и четкие сюжеты, есть и эмоции, которые приходят именно в эту минуту...

Это не «она» – балалайка, это «он» – контрабас!

Балалайка-контарабас – сочетание совершенно необычное. Солистки новосибирской филармонии на репетиции в разговоре между собой пришли к выводу, что это не «она»  балалайка, а «он» – контрабас. Михаил Дзюдзе рассказал о своем инструменте, который пережил блокаду Ленинграда и чудом уцелел во время войны...

4.jpg

Мой инструмент – это уникальная балалайка-контрабас, пережившая блокаду Ленинграда и уцелевшая во время войны. Создал ее известный ленинградский мастер Иосиф Галинис в 1937 году. Он делал целые комплекты инструментов для русских народных оркестров! К сожалению, из них мало что сохранилось. И это счастье, что у меня есть его мастеровой инструмент, слава Богу, доживший до наших дней. Я его купил за смешные деньги у музыканта, который играл на гуслях, а поэтому оказался ему ненужным. И вот на этом инструменте я играю уже более четверти века, объездил с ним весь мир – 63 страны! Это не просто мой друг. Когда ты тактильно, на ощупь, живешь одним единым организмом со своим инструментом, он становится родным – как человек, который связан с тобой душой. Ты болеешь – он тоже переживает, расстраивается. Мы, музыканты, со своим инструментом общаемся, как с живым существом...

С уходом два года назад из «Терем-квартета», я начал собственную сольную жизнь, чем и всколыхнул современных композиторов. Они стали обращать на нас внимание, повернулись лицом к нашему инструменту, стали писать авторскую музыку. Именно для этого инструмента – с оркестром симфоническим и народным! Что меня весьма радует. Да, сегодня мы проводим своеобразный кроссоверский эксперимент с разной музыкой – той, которая популярна, приятна, которая на слуху. Но лично для меня самое ценное то, что в моем новосибирском концерте прозвучит серенада для двух контрабасов – народного и симфонического, с народным оркестром. Замечательный композитор Евгений Петров написал для меня серенаду-концерт. Это очень интересно! И абсолютно не скучно! Знаете, я всегда считал, что балалайка-контрабас не сольный инструмент. А теперь понимаю, что это настоящий русский народный инструмент, который нам удалось поставить в один ряд с необычными, редкими, экзотическими инструментами – сольными! И это большое событие в мире народной музыки!

Всемирно известный музыкант, прославившейся игрой на балалайке-контрабасе, Михаил Дзюдзе 9 февраля отметил 30-летний юбилей своей концертной деятельности. В Новосибирской государственной филармонии он выступил с программой «Влюбленный в контрабас». В программе концерта прозвучали и классические произведения, и рок-обработки, и джазовые мелодии. На сцену вышли Русский академический оркестр под управлением Владимира Гусева, Осипова (сопрано) и Владимир Коварский (бас). Но главным сюрпризом стал музыкальный поединок русской балалайки-контрабаса против западного контрабаса симфонического оркестра, партию которого исполнил новосибирский музыкант Виталий Калинин…

Досье «Бумеранга». 

1.jpg

Михаил Дзюдзе. Заслуженный артист России, член Союза концертных деятелей России и Международного союза музыкальных деятелей. Окончил отделение русских народных инструментов Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «солист-инструменталист». Снялся в ряде телефильмов. Непревзойденный исполнитель на балалайке-контрабасе, подлинный новатор – он первым перевел балалайку-контрабас из ансамблевого инструмента в ранг солирующего. Владеет уникальной исполнительской манерой, которую стремятся перенять музыканты всего мира. С ансамблем «Терем-квартет» (1986 – 2014) объездил полмира, сыграв более трех тысяч концертов. Выступал перед Папой Римским, Матерью Терезой и Принцем Чарльзом, на саммите Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге и на Олимпиадах в Барселоне, Лондоне, Ванкувере, Сочи. Яркий и харизматичный, он в буквальном смысле гипнотизирует публику и удивляет профессионалов уникальным стилем исполнения, открывая всё новые приемы игры на своем уникальном инструменте.

Лилия Вишневская. Фото А. Кудинова, М. Монаховой


Просмотров: 905