«Смейся, паяц»!

«Смейся, паяц»!
30 Апреля 2017

Спустя 33 года опера «Паяцы» вернулась на сцену НОВАТа


13 и 14 апреля на большой сцене НОВАТа прошли премьерные показы оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло в постановке заслуженного деятеля искусств России Иркина Габитова. Зрителей ожидает микс детективной истории, трагедии и разгульного балагана. На сцене господствуют яркие краски, восхитительная музыка и невероятный артистизм актеров...

Трагедия и фарс на сцене НОВАТА

         Леонкавалло написал более 20 опер. Он являлся последователем веризма и старался в своих произведениях отражать правду жизни, выводя на сцену в качестве героев обычных людей. Имея наряду с музыкальным образованием степень доктора литературы, он нередко сам становился автором либретто своих оперных произведений. Кроме того, Леонкавалло был прекрасным пианистом и в качестве аккомпаниатора гастролировал по всей Европе. Однако прославили его именно «Паяцы» – одна из самых популярных и исполняемых в мире опер. Грампластинки, магнитофонные кассеты и диски с записью арии Vesti la Giubba в исполнении великого Энрико Карузо и по сей день продаются многомиллионными тиражами.

1.jpg

         Текст либретто написал сам композитор, взяв за основу жизненную историю. В основе сюжета – реальное событие, произошедшее в калабрийской деревне Монтальто, где находилось имение семьи Леонкавалло. Один актер из бродячей труппы по окончании представления зарезал жену и ее возлюбленного, служившего к тому же в их доме. Руджеро, который был тогда ребенком, присутствовал при этой сцене, а его отец, представитель судебных властей, приговорил совершившего двойное убийство к тюремному заключению...

         Премьера оперы» состоялась 125 лет назад, в мае 1892 года в Ла Скала. На сцене Новосибирского театра опера «Паяцы» была поставлена трижды: в 1950 году (реж. Р. Корох), в 1964 (реж. С. Штейн) и в 1972 году (реж. О. Аверьянов). Последнее представление «Паяцев» столица Сибири увидела 33 года назад, весной 1984 года.

«Каждый раз в самые эмоциональные моменты у меня выступают слезы»

Режиссер-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов, режиссер Мариинского театра Санкт-Петербурга, ранее поставивший не один спектакль на новосибирской оперной сцене. В своей новой работе он придерживается лучших традиций классического театра, предлагая зрителю художественное решение спектакля в эстетике итальянского неореализма. При этом в опере много неожиданных эффектных ходов. Постановщик размывает границу между сценической игрой и реальной жизнью, вовлекает зрителей в трагическое представление, в котором они невольно становятся не только созерцателями, но и соучастниками театрального убийства.

2.jpg

Вековую популярность оперы «Паяцы» Иркин Габитов объясняет особым эмоциональным воздействием на зрителей, универсальностью музыкального языка, а также правдивостью истории, лежащей в основе либретто. По его словам, перед любым постановщиком «Паяцев» стоит задача показать всю глубину переживаний персонажей.

– В опере чувства заострены до предела, показаны открытым приемом на грани натурализма. Эти чувства на сцене ничем нельзя заменить, так же как музыку ничто не может заменить. Только человеческий голос, только эмоции, поддержанные актёрским мастерством. Опера «Паяцы» хороша тем, что рассказывает о первозданных человеческих чувствах – любви и ревности. Эта тема всегда будет популярна! Времена и ценности меняются, но не меняются отношения между мужчиной и женщиной. И хотя многое порой огрубляется, но те чувства, без которых не может обойтись любой человек, остаются неизменными, – считает режиссер.

«Сама музыка близка человеческим чувствам и каждый от нее получает определенный заряд. Я сам слушал ее десятки раз, и каждый раз в самые эмоциональные моменты меня всегда пробирает дрожь и выступают слезы». Режиссер Иркин Габитов

«Театр в театре»

Пластическое решение нового спектакля по опере «Паяцы» создал известный танцовщик и хореограф Гали Абайдулов, хорошо знакомый новосибирскому зрителю по работам в наших театрах. Воспитанник легендарной пары Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, танцевавший с ними в нескольких фильмах-балетах, он попытался найти такой пластический рисунок нового спектакля, который наиболее точно соответствовал бы высокому накалу страстей оперы Леонкавалло. 

         По мнению Гали Абайдулова, опера «Паяцы» интересна прежде всего тем, что это «театр в театре», где актеру приходится играть не только  обычного человека, но и комедианта на сцене балагана. 

3.jpg

         – Все это непростая задача, но отличная возможность для артистов оперы раскрыть свой актерский потенциал. Кроме того, само название «Паяцы» отсылает нас к комедии дель арте. А это чувства, обостренные до предела, но выраженные через движение, через физику тела. Ну а классический оперный вокал, соединённый с актерской пластикой комедии дель арте, просто обязан вылиться в интереснейшую историю, – говорит хореограф.

«Зритель всегда получает удовольствие, когда видит любимых артистов, заблиставших новыми красками в другом жанре. Хотя особым достижением я буду считать, когда зритель вдруг не узнает своего любимого актера в нашем спектакле...». Хореограф Гали Абайдулов

«В нашей постановке мы идем от жизненной правды к состраданию»

Музыкальным руководителем оперной постановки выступил молодой дирижер Валентин Урюпин, недавно ставший победителем престижного международного конкурса имени Георга Шолти. О новых «Паяцах», о впечатлениях от работы с оркестром Новосибирского оперного театра и солистами НОВАТа он поделился с корреспондентом газеты «Бумеранг».

– Валентин, с точки зрения музыкальной части, какая была поставлена задача?

– Задач много. Я считаю, что «Паяцы» – недооцененная партитура. Многие поколения дирижеров, выдающихся, гениальных, по разным причинам не смогли раскрыть всю палитру, которая в ней заложена. Это партитура гораздо более тонкая, даже, можно сказать, импрессионистичная. И вот нашей задачей было в очень небольшие, отведенные нам сроки постараться эти тонкие краски, иногда акварельные штрихи, «достать» из оркестра, извлечь на свет. Спектакль еще будет дозревать. Я не считаю, что премьера – это некий итог. Надеюсь, «Паяцы» будут идти часто, и с каждым разом будут наливаться новыми силами... Эта опера уникальна!. История музыкального театра не знает другой такой оперы, где композитор так прямо, просто и правдиво, как Леонкавалло в «Паяцах», показал бы настоящую жизнь. Так что расслабляться некогда, надо работать дальше...

– Какие же были сроки, если не секрет?

– Понимаете, проект родился импровизационно. Он не был запланирован, как обычно, за полтора-два года. Получил я это очень лестное для меня предложение в декабре прошлого года. И мое, и Иркина пребывание в Новосибирске было неконстнтное: мы приезжали, уезжали, работали, откладывали – я не мог отложить все свои проекты. Если подсчитать, суммарно я работал максимум дней 20. Это ничтожно мало! Но молодые солисты с задачей справились великолепно! Вы обратили внимание: в постановке практически не участвуют артисты, имена которых на слуху. Так вот, этот прогресс и артистов, и оркестра, и хора, поистине впечатляющий.

4.jpg

– С какими сложностями столкнулись в процессе работы над спектаклем?

– Во-первых, эта опера очень сложна для дирижирования. Итальянская опера сама по себе невероятно сложная. Ведь композитор ставит своей целью показать предельный реализм, гон заставляет артистов говорить, как в повседневной жизни, и всё очень трудно ложится на музыку. От дирижера требуется колоссальная гибкость. Он должен обеспечивать бесперебойное движение спектакля, синхронность, наполнить оперу, сделать так, чтобы она шла на одном дыхании, уйти в метафизическое естество музыки...

– Можно ли сравнить переживания дирижера с переживаниями зрителя?

– Это совсем разные вещи, ведь мы не созерцаем, а находимся в процессе. Есть оперы, слушая которые в зале, я плачу. Когда дирижирую в этих же операх – ничего подобного со мной не происходит.

– Это ваши первые «Паяцы»?

– Так вышло, что Паяцы была первая опера, которой я впервые в своей жизни дирижировал. Я не принимал участия в ее постановке – дирижировал уже идущим спектаклем, но конечно она особенно нежно к ней отношусь. Ибо то, что случается в первый раз, всегда оставляет неизгладимые впечатления. И вот спустя несколько лет я вновь получил возможность вернутся к Паяцам.

– Распределение партий легко прошло?

– Как раз таки нелегко. Все артисты шли ровно, очень легко, делали большие успехи, и мы только накануне премьеры определили составы. Более того, у нас есть даже третий состав, который в силу разных причин не участвует первых премьерах – не потому что хуже, хотя кому-то надо набраться опыта, подтянуться. Но они обязательно споют в мае-июне. Так что, честно скажу: выбирать было очень трудно. Солисты – молодые, амбициозные, они хотят учиться, хотят расти в профессиональном плане. И это очень здорово.

– Что можете сказать об оркестре?

– Это тот самый случай, когда приятно говорить правду, потому что и оркестр замечательный, и находится в замечательной форме! Вы знаете, у нас было невероятно мало репетиций – не буду говорить сколько, потому что всё равно никто не поверит (смеется). Тем не менее, за это ничтожно малое время два состава оркестра фактически успели освоить спектакль. Естественно, пришлось дорабатывать партии, некоторое время заняла их корректировка. Но в целом, о вашем оркестре хочется сказать самые теплые слова. Я знаком с коллективом – несколько сезонов назад мне доводилось дирижировать некоторыми спектаклями, и мне тогда очень понравились ваши музыканты. Но за эти годы произошел особенный профессиональный рост. Я думаю, Новосибирск должен гордиться тем, что он располагает коллективом такого высокого класса, как оркестр НОВАТа. У вас замечательная оркестровая культура!

5.jpg

– Вы будете дирижировать только премьерными спектаклями?

– Нет, надеюсь, и в будущем тоже доведется (смеется). Согласитесь, было бы обидно ограничиться только двумя премьерами. В этом спектакле есть и второй дирижер, известный маэстро Петр Белякин. Мы давно с ним дружим, и я очень рад, что он согласился сотрудничать в нашем проекте. Надеюсь, в будущем сезоне мы будем вдвоем продолжать эту историю. Так что буду к вам приезжать. С Новосибирском меня связывают давние отношения, я очень рад здесь бывать – и не раз в год, и даже не два.

«При работе с оркестром мне не хотелось бы уделять внимание шумному, эффектному, и темпераментному сопровождению, как это часто делается в «Паяцах». Я думаю, что в нашей постановке по опере Руджеро Леонковало мы будем идти от жизненной правды к состраданию главным персонажам оперы. Ведь в опере театральная актриса Недда гибнет без всякого романтического налета, а жизнь показана как она есть, без прикрас. Недаром в «Паяцах» столько коннотаций с оперой «Кармен» Жоржа Бизе, которая была очевидной предтечей веризма...». Музыкальный руководитель спектакля, дирижер Валентин Урюпин

Лилия Вишневская. Фото предоставлены театром


Просмотров: 1015
Остальное в выпуске:  Бумеранг №15 (754)