Всё у него получается необычно и ярко...

Всё у него получается необычно и ярко...
20 Сентября 2017


Главным режиссером новосибирского драматического театра «Старый дом» стал Андрей Прикотенко

Петербургский режиссер Андрей Прикотенко хорошо известен новосибирским театралам по спектаклям «Вишневый сад», «Тартюф» и «Сильвестр». В его досье – работы в театрах Москвы, Риги, Санкт-Петербурга, Орла. Руководство «Старого дома» надеется, что приход Прикотенко сделает театр еще более ярким и заметным явлением в культурной жизни столицы Сибири...

– Театру всегда нужен главный режиссер. И я очень рада, что Андрей Михайлович возглавит нашу группу. Кроме того что он прекрасный режиссер, он талантливый педагог: интересно работает и с актерами, и с литературным материалом. У него всё получается необычно и ярко. К тому же, у него есть свои представления о том, в каком направлении нужно развиваться театру, как работать с артистами, как им предлагать роли, как растить новых актеров. Андрей Михайлович умеет вдохновить артистов на яркий игровой актерский театр, на неожиданный взгляд и литературный материал. Я уверена, что вместе с ним театр «Старый дом» сможет продолжить удивлять зрителей, – поделилась с журналистами директор театра Антонида Гореявчева.

Пять премьер «Старого дома»

Всего в 84-м сезоне «Старый дом» представит пять новых работ.

26 октября зрителей ожидает премьера спектакля «Господа Головлевы» по одноименному роману Салтыкова-Щедрина. Это третий опыт работы театра «Старый дом» с пермским режиссером Сергеем Федотовым: его работы «Калека с острова Инишмаан» и «Сиротливый запад» хорошо известны новосибирской публике.

– Сергей Федотов давно хотел поставить, как выяснилось, то, чего раньше никогда не ставил. Совершенно необыкновенный человек: любит МакДоноха, любит Панночку, Гоголя любит... А мы предложили ему Салтыкова-Щедрина. Это оригинальный ход. Теперь он в своем театре будет ставить то, что поставил у нас, а не наоборот. В этом плане мы первооткрыватели Федотова, – смеется главный режиссер.

В ноябре камерное пространство «Старого дома» примет спектакль в постановке режиссера Юлии Ауг. «Злачные пажити» – результат работы лаборатории «Актуальный театр», проведенной на базе «Старого дома» в марте этого года, и Международного фестиваля «Точка доступа» в Санкт-Петербурге. В основе спектакля два произведения Анны Старобинец: «Злачные пажити» и «Паразит». Это полноценная премьера, спектакль идет полтора часа без антракта. Эскиз уже получил отклик у зрителя и теперь, как пообещал главный режиссер, «мы попробуем включить эту работу в репертуар театра».

– Надо сказать, я очень настороженно отношусь к спектаклям, которые вырастают из «Лабораторий». Спектакль сделан в сжатые сроки – за неделю, надо посмотреть, как он пойдет. У зрителя не должно возникнуть ощущения, что это «продукт быстрого приготовления, – отметил Андрей Прикотенко».

В декабре на сцене театра «Старый дом» состоится премьера спектакля для семейного просмотра «Мама кот». Режиссер-постановщик – Евгения Никитина, художник – Олег Головко.

2.jpg

«Мама Кот» – детский спектакль. Я очень люблю детские спектакли – не раз ставил их, будучи молодым режиссером. И сегодня с большим удовольствием взялся бы за детский спектакль. Обязательно нужно делать спектакли для детей. Малыши вырастают, становятся взрослыми, они сами приходят в тот театр, где когда-то смотрели свои первые спектакли, и приводят сюда своих детей. Это надо понимать и растить своего зрителя...

Главный режиссер продолжает обновление театрального репертуара: 23 марта Андрей Прикотенко представит спектакль «Гамлет», задуманный как современная вариация на темы Шекспира.

– Это моя пьеса, точнее – вариация на тему. Но ведь и Шекспир тоже, между прочим, этот сюжет, как и многие другие свои сюжеты, заимствовал. Под этот спектакль у нас запланирована необычная акция, связанная с театральным пространством – не совсем обычным для всех нас. Публика не будет вовлечена в спектакль, не связано это и с расположением в зрительном зале. Вы ни за что не догадаетесь! Так что давайте сохраним интригу – дождетесь премьеры, и сами всё увидите. Скажу лишь: будет очень интересно!

На 15 июня запланирована последняя премьера сезона. «Зулейха открывает глаза» – еще один спектакль, выросший из театральной лаборатории «Актуальный театр». Первый показ эскиза состоялся в марте 2017 года. Весной 2018-го артисты «Старого дома» и режиссер Талгат Баталов вернутся к тексту Гузели Яхиной, чтобы выпустить полномасштабную сценическую версию популярного романа.

– Это современный роман. Мы очень хотим, чтобы в нашем репертуаре, помимо классики, была современная пьеса, современная литература, современный текст. В отличие от работы Юлии Ауг, этот эскиз, также показанный в «Актуальном театре», будет дорабатываться нами до полноценного спектакля, – рассказал главный режиссер.

Экспромты и эксперименты

В конце сезона театр планирует провести еще одну интересную творческую акцию. Театральный педагог, режиссер Вениамин Михайлович Фильштинский, известный новосибирцам по трем спектаклям в театре «Глобус», представит мастер-класс по Чехову. «Чехов – его фирменный конек: с Чеховым он ездит по разным странам мира, по России. Если повезет и мы договоримся, сделаем мастер-класс по стихам, текстам, песням Владимира Высоцкого», – пообещал Андрей Прикотенко.

3.JPG

– Работая над премьерой спектакля «Вишневый сад», я услышал, что актеры хотят поэзию, что они хотят петь. Открою маленький секрет: во всех театрах артисты хотят петь. Сгусток этой энергии присутствует в каждом театральном заведении. И у меня возникла идея – поставить спектакль по песням Высоцкого. Вениамин Михайлович, мой учитель, пристрастен к творчеству Высоцкого: на нашем курсе, который он выпускал, где вместе со мной учились Костя Хабенский, Миша Пореченков, Ксения Раппопорт, был выпущен спектакль под названием «Время Высоцкого» – по стихам, песням и темам замечательного поэта. На мой взгляд, он был очень удачный. Нас приглашал в театр «На Таганке» сам Валерий Золотухин! Мы были прекрасно восприняты публикой, которая когда-то ходила на Высоцкого. Мне кажется, подобный спектакль мог бы появиться и в нашем театре. Артисты у нас молодые, энергичные, красивые. И главное – хотят петь...

«Нужно слушать себя и делать то, что тебе интересно»

Андрей Прикотенко ночью прилетел в Новосибирск и еще не видел своего трудового контракта с театром «Старый дом», который традиционно будет заключен на год. Он полностью погружен в работу над сдачей спектакля «Опера нищего» в московском «Театре сатиры». Сценарий Андрей Михайлович написал сам – по пьесе английского драматурга XVIII века Джона Гея «Опера нищих». На этой пьесе основан также сюжет «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта, созданной в 1928 году. Ну а Прикотенко перенес историю в сегодняшнюю жизнь.

О планах на сезон, о собственных задачах в качестве главного режиссера и будущем театра шел разговор на пресс-конференции, посвященной новому театральному сезону

– Текущий репертуар составлялся еще в конце прошлого сезона совместно с вами. Вы знали, что вам предложат место главного режиссера?

– Я бы не сказал, что знал о назначении. Потому что, если бы знал, это означало бы, что меня поставили в курс дела (смеется). Нет, это плод нашей совместной деятельности.

– Вы востребованный на российском театральном пространстве режиссер, а теперь у вас дополнительная нагрузка в нашем театре. Сколько собственных премьер вы планируете выпустить в этом сезоне?

– По поводу собственных работ... Я думаю, не должно создаваться впечатление, что главный режиссер имеет возможность ставить в театре много. Задача главного режиссера – приглашать других режиссеров, чтобы получилась пестрая палитра разножанровых спектаклей; составлять репертуар; сформировать единый актерский стиль. «Не как бог на душу положит»: сегодня мы играем сегодня Гамлета, завтра – «Три петуха», поэтому в головах актеров каша. Репертуар должен быть сконцентрирован вокруг высококачественных художественных произведений.

– А что касается российских театров в целом?

– То, что я главный режиссер новосибирского театра, не означает, что меня «приватизировали» (смеется). Это же не монополия! Конечно, я буду работать и с другими театрами. Сейчас пройдет премьера в Театре Сатиры, в начале января выйдет спектакль по роману Татьяны Толстой: мы его давно мечтали сделать с Олегом Басилашвили. Летом нужно поставить спектакль в Минске...

4.JPG

– В текущем репертуаре «Старого дома» довольно много тяжелого материала. Может, стоит добавить позитива?

– Наверное, правильнее сказать – не тяжелого, а серьезного? Ведь у нас есть «Вишневый сад» – это комедия. И «Тетки» – комедия, «Двойная игра» – довольно легкая история... То, что одному кажется тяжелым, другой воспринимает позитивно. Мы живем в таком мире, когда размыты критерии: не только художественные, но и нравственные. То, что для одного подвиг – для другого предательство. В нашу эпоху вообще нет никаких ориентиров. К сожалению, это признак времени. Есть только ваши и мои личные впечатления, ими мы можем делиться... Нужно слушать себя, делать то, что тебе интересно, и надеяться, что это будет интересно другим. Если же будем думать о том, как одного зрителя расслабить и развеселить, тут же возмутим другого и опечалим третьего. Мне нравится нынешний репертуар. Да, в этом сезоне у нас нет премьерной комедии или кассового спектакля. Но сложные темы не означают негатив: главное – чтобы материал был хороший.

«Я не люблю, когда спектакль не оставляет надежды на лучший исход. Какой бы тяжелой ни была тема, какой бы сложный пласт ни затрагивался, в финале у зрителя должно оставаться ощущение надежды. У меня нет ни одного спектакля, который подавлял бы морально – все мои работы дают надежду. Это моя программа. Я глубоко и давно убежден в том, что театр должен окрылять…».

Главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко

– Расскажите подробнее о вашем «Гамлете». Пожалуй, самая ожидаемая в сезоне премьера...

– Событийный ряд в пьесе полностью сохранен – сюжет такой же, как у Шекспира. Только герои не будут называться привычными для нас именами: Клавдий, Гамлет, Офелия, Гертруда... Действующие лица – Отец, Мать, Брат, Сын, Друзья... Все они говорят современным языком. Сюжет перенесен в наше мироощущение, но не в нашу реальность. Да, действие происходит в наше время и в нашей стране. Но нигде не сказано, что это России и 2017 год. Современный спектакль должен быть либо документальный, либо совершенно лишен привязок, которые только мешают образному восприятию.

1.jpg

«В какое-то момент мне показалось, что замечательные тексты Вильяма Шекспира уже не работают. Есть удивительный перевод «Гамлета» Бориса Пастернака, есть семь других, которые мы знаем. Но не работает – и всё тут! Не проникает в души так, как проникает в мое сердце. Поэтому я попробовал написать свои ощущения от этой истории, оставив нетронутым шекспировский сюжет...».

Главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко

– Как главный режиссер будете продолжать традиции театра или начнете строить новую жизнь?

– Мне кажется, с моим приходом не должно складываться впечатление, что возникает новая волна, новая часть жизни в театре. «Старый дом» в последние годы очень интересно развивается. Здесь успешно работает креативная команда. Мое появление в театре в большей степени вызвано ее деятельностью. И было бы абсолютно неверно с моей стороны всё в корне изменить и сломать. Правильно будет продолжить деятельность, которая уже идет, Скорее, я должен гармонично вписаться в то, чем театр занимается, но при этом постараться внести свою лепту, в частности, находя интересные идеи. Я пришел не на разваленное поле, не даже на «крепкий ноль». Театр очень успешный, его знают все театральные критики России, о нем очень хорошо отзываются в российской театральной среде. Об этом я помню, да и зрители не дадут забыть об этом важном моменте.

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 228